Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как формируется муниципальный бюджет

Местные бюджеты: порядок формирования, утверждения и исполнения. Расходы и доходы местных бюджетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Местные бюджеты – это совокупность доходов и расходов МО, формируемых из закрепленных источников и используемых для достижения целей, выполнения задач и функций, а также реализация полномочий МО по предметам ведения МС.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

МЮ имеет расходную и доходную части.

Под доходами местного бюджета понимают денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходы МБ формируются за счет собственных доходов (средства самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов и т.д.) и доходов за счет отчислений от федеральныхи региональных регулирующих налогов и сборов.

В МБ полностью поступают доходы от использования имущества, находящиеся в муниципальной собственности.

В местные бюджеты поступают налоговые доходы, ассигнования и неналоговые доходы.

— от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

— от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

— на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

— на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ;

— на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;

— другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативным отчислениям, установленным законами субъектов РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъекта РФ.

Неналоговые доходы формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и прочих обязательных платежей. Размер отчислений в местный бюджет устанавливается правовым актом органов местного самоуправления.

Под расходами местного бюджета, согласно Бюджетного кодекса РФ, следует понимать денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Следует отметить, что расходы местного бюджета возникают в результате принятия на себя соответствующих обязательств. Такие обязательства называют расходными обязательствами.

Расходные обязательства возникают в результате принятия закона, нормативного акта, договора или соглашения органов местного самоуправления с физическим или юридическим лицом, органом государственной власти (федеральным или региональным) или иным органом местного самоуправления как по вопросам местного значения, так и при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств, как свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.

Расходы местного бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.

Виды и порядок предоставления финансовой помощи местному самоуправлению. Отличительные особенности дотаций от субвенций. Проблемы формирования местных бюджетов на современном этапе.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении МБ.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Таким образом, основное отличие дотации от субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предоставленные деньги не носят целевого характер).

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяются законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. Дотации из региональных фондов финансовой поддержки МР распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности МР, а также исходя из численности жителей муниципальных районов.

Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяется законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок предоставления и условия предоставления бюджетных ссуд определяются огранном исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с БК РФ и законом субъекта РФ о бюджете на очередной фин.год.

В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.

Серьезные пробелы существуют в налоговом законодательстве. Мало того, что вступление в силу второй части Налогового кодекса РФ довольно существенно ограничило и без того скудные налоговые доходы МО, но и по сей день не установлены твердые долгосрочные нормативы отчисления от федеральных налогов в местные бюджеты. Фактически сложилась порочная практика, когда МО выгоднее существовать на бюджетные субсидии и субвенции из региональных бюджетов, нежели создавать условия для роста экономической деятельности на их собственной территории. Ситуацию усугубляет и несовершенство законодательства о социальной защите населения, которое без учета реальных возможностей местных бюджетов возложило на них обязанности по обеспечению, свыше восьмидесяти льгот более чем тридцати категориям граждан. А также тот факт, что органы государственной власти не компенсируют ОМСУ затраты, понесенные последними в процессе выполнения возложенных на них отдельных государственных полномочий. Одной из основных причин ухудшения финансового положения МО стало закрепление за МО дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам соответствующих доходных источников.

федеральном законе «О федеральном бюджете на 2006 год» не учитываются расходы региональных и местных бюджетов непосредственно на реализацию реформы МСУ, в частности, на подготовку выборных должностных лиц МСУ и муниципальных служащих, повышение их квалификации. В условиях недостаточного финансирования МО возможности использования средств местных бюджетов на обучение муниципальных служащих ограничены.

Размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств МО, был определен на уровне ниже их реальных потребностей. Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, пока не могут стать определяющими в структуре доходов местных бюджетов. Наиболее значимыми из всех налоговых доходов для местных бюджетов останутся отчисления от налога на доходы физических лиц в размере не менее 40 процентов поступлений от данного налога.

Читать еще:  Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий

Опыт формирования местных бюджетов в соответствии с нормами 131-го Федерального закона показал, что предусмотренные законодательством процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности МО не позволяют обеспечить эффективное и обоснованное распределение финансовой помощи между местными бюджетами.

Местный бюджет — что это такое простыми словами

Местный бюджет – это элемент в бюджетной системе государства, основное предназначение которого заключается в обеспечении финансовой реализации функционирования органов местной власти, осуществляемой самими гражданами через избранные представительные органы. Для того, чтобы выполнять функции местной представительной и исполнительной власти, они наделяются бюджетными правами (имущественными и финансовыми).

Понятие «бюджет» в переводе со старонормандского значит «сумка, кошель, кожаный мешок», и является схемой расходов и доходов какого-либо лица (семьи, предприятия, страны), которая устанавливается на определённый промежуток времени, чаще всего на год. Местные бюджеты являются основными каналами, помогающими довести до населения конечные результаты производства. С их помощью общественные фонды распределяют средства определённым слоям населения и финансируют развитие производства.

Основные задачи

Местные бюджеты осуществляют общегосударственные экономические и социальные задачи, так как занимаются распределением средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры страны. Формируются неналоговыми и налоговыми доходами, в том числе ассигнованиями, поступающими для осуществления определённых государственных полномочий.

Основные задачи, которые выполняет местный бюджет:

  1. Формировать денежные доходы, которые финансово обеспечат бесперебойную деятельность местной власти.
  2. Соразмерно распределять финансовые средства фондов по разным отраслям народного хозяйства.
  3. Чётко контролировать хозяйственную и финансовую деятельность всех организаций, подведомственных органам региональной власти.

В основу распределения денежных ресурсов госбюджета по частям бюджетной системы РФ заложен принцип самостоятельности городских бюджетов и их финансовая поддержка государством.

Формирование

Формирование, утверждение и исполнение бюджетов, а также контроль за пополнением осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормами законодательства. Бюджетные средства любого уровня формируются налоговыми и неналоговыми доходами. Неналоговыми формами доходов являются:

  • прибыль от пользования имуществом, находящимся в собственности государства;
  • прибыль от оказываемых бюджетными организациями платных услуг;
  • отчисления, финансирующие осуществление полномочий, которые переданы государством органам местной власти;
  • выделения, финансирующие реализацию федерального законодательства и законодательства субъектов РФ;
  • ассигнования, компенсирующие дополнительные траты, возникшие в результате деятельности органов государственной власти, которые увеличили расходы или уменьшили доходы муниципальных образований;
  • прочие неналоговые доходы, поступающие в соответствии с нормативами, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также на основании правовых актов местных органов самоуправления.

Налоговые доходы включают:

  • От приватизированных объектов муниципальной и государственной собственности;
  • От продажи квартир населению;
  • От продажи земли;

Основное направление использования местных бюджетных средств – покрыть расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Расходы

Расходы местного бюджета зависят от плана и направленности экономического и социального развития конкретного региона страны. На основании существующего Бюджетного кодекса РФ исключительно из муниципального бюджета осуществляется финансирование множества функциональных статей расходов, подразумевающих следующие действия:

  • содержание органов местной власти;
  • формирование собственности государства и эффективное управление ею;
  • организация, развитие и содержание учреждений здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации и прочих учреждений, являющихся муниципальной собственностью;
  • содержание органов, охраняющих общественный порядок;
  • организация, содержание, развитие и осуществление контроля за муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством;
  • осуществление дорожного строительства, содержание дорог регионального значения в надлежащем виде;
  • озеленение и благоустройство территорий, принадлежащих государству;
  • своевременный вывоз, утилизация и переработка бытового мусора;
  • содержание кладбищ, находящихся в ведении городских органов власти;
  • организация транспортного обслуживания граждан и государственных предприятий;
  • осуществление противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды в рамках муниципального образования;
  • реализация целевых программ, которые принимают органы местной власти;
  • обслуживание и своевременное погашение муниципальных долгов;
  • направление денежных средств на дотации для граждан;
  • содержание государственных городских архивов;
  • проведение городских референдумов и региональных выборов.

Следует обратить внимание, что главное направление при использовании средств бюджетных средств составляют траты, обеспечивающие безопасность и благосостояние населения муниципального образования. Значительная часть всех расходов идёт, прежде всего, на социально-культурные мероприятия:

  1. Здравоохранение.
  2. Жилищно-коммунальную сферу.
  3. Образование.
  4. Спорт.
  5. Культуру и пр.

Часто с понятием местный бюджет используют понятие консолидированный муниципальный бюджет, который является сводом бюджетов всех уровней конкретного региона, используемый при анализе, прогнозах и расчётах и включающий городской бюджет, и бюджеты поселений.

Местные бюджеты классифицируются по следующим основным признакам:

  • цели и содержанию деятельности;
  • срокам.

По содержанию деятельности выделяется два вида:

  1. Текущий, представляющий совокупность трат и доходов органов местного самоуправления, которыми обеспечиваются первостепенные нужды муниципального образования. Прежде всего, сюда включаются расходы по финансированию постоянно функционирующих хозяйствующих объектов. Иными словами, это средства, направленные на поддержание деятельности городского хозяйства.
  2. Инвестиционный, включающий в себя расходы и доходы, имеющие направленность на развитие и совершенствование городского хозяйства.

Эта классификация довольно условная, так как средства часто переходят из одного в другой бюджет, но крайне важная, так как способствует выделению и чёткому определению целей и задач муниципального хозяйства, а также чёткому планированию его перспектив. Без классификации на эти основные группы будет невозможно осуществлять финансовое планирование и строить структуру самого муниципального образования.

По целям деятельности, которую осуществляют местные органы самоуправления, бюджеты разделяются на следующие виды:

  • имеющие направленность на реализацию собственных полномочий местных органов власти;
  • исполняющие государственные полномочия, делегированные государством региональным органам власти на основании законодательства.

Кроме того, существует три вида бюджетов, которые выделяют по срокам планирования финансовой деятельности:

  1. Краткосрочные (1 год).
  2. Среднесрочные (3 года)
  3. Долгосрочные (больше 5 лет).

Классическим вариантом является годовой (краткосрочный) бюджет, однако финансовое планирование на более длительную перспективу также целесообразно, так как без него сложно обеспечить комплексное развитие городского хозяйства.

Вышеописанные классификации считаются условными и не применяются в чистом виде. Сам бюджет является комплексным документом, включающим несколько элементов перечисленных вариаций. Но классификация помогает более грамотному построению бюджетной структуры, формированию бюджетных средств и планированию деятельности муниципального образования.

Вопрос 43 Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Под местным бюджетом (бюджетом муниципального образования) понимается форма организации получения и расходования денежных средств, предназначенных для удовлетворения нужд муниципалитета, реализации поставленных перед ним задач. При этом частью местного бюджета могут быть сметы доходов и расходов населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями. Вся деятельность муниципалитетов основана на положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституции РФ.
Организация бюджетного процесса на муниципальном уровне. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами, установленными законами Российской Федерации и законами ее субъектов.
Исполнительные органы муниципальной власти составляют проект бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией доходов и расходов. Решение о долгосрочных (свыше 1 года) заимствованиях принимает представительный орган местного самоуправления.
Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование средств муниципального образования до утверждения бюджета производится по соответствующим статьям бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели аудиторов.
Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год, представляют их Государственный комитет РФ по статистике.
Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:
1. наличием собственных источников доходов;
2. правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
3. правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной власти);
4. правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти:
5. ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.

Читать еще:  Формы государственного финансового регулирования

Вопрос 44 . Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы. Муниципальные заимствования.

Местный бюджет – это совокупность доходов и расходов муниц. образований, формируемых из закрепленных источников и используемых для достижения целей, выполнения задач и функций и реализации полномочий муниципального образования по предметам ведения МСУ.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов МСУ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ (в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов).

Виды доходов местных бюджетов:

1) налоговые доходы (предусмотрены налоговым законодательством РФ – федер., региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы);

· доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов МСУ, после уплаты налогов и сборов;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного МО и иные суммы принудительного изъятия;

· иные неналоговые доходы;

3) безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:

· финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

· субвенций из федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

· иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

· безвозмездных и безвозвратных перечислений от физ. и юр. лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Собственные доходы бюджетов (БК РФ):

1) налоговые доходы (зачисляются в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах):

· собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налог. законодательством РФ;

· отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ;

· государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

2) неналоговые доходы (учитываются и формируются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к государственным бюджетам, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов МСУ, а также средств самообложения граждан, некоторых видов штрафов, пожертвований);

3) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Собственные доходы местных бюджетов (ФЗ 2003 года):

· средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения; вопросы их введения и использования решаются на местном референдуме (сходе граждан));

· доходы от местных налогов и сборов (их перечень и полномочия органов МСУ по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах) (местными признаются налоги, установленные НК РФ и НПА представительных органов МО о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих МО, если иное не предусмотрено НК РФ) (к местным относятся – земельный налог и налог на имущество физических лиц);

· доходы от региональных налогов и сборов (зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах);

· доходы от федеральных налогов и сборов (зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с ФЗ 2003 и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением случаев, установленных ФЗ 2003);

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО (предоставляются в соответствии с ФЗ 2003);

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, и часть доходов от оказания органами МСУ и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

· штрафы (установление которых отнесено ФЗ к компетенции органов МСУ);

· иные поступления (в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и решениями органов МСУ).

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставленные на осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий, переданных им ФЗ и законами субъектов РФ.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и МСУ.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ (разграничивая расходные обязательства между уровнями власти в государстве, устанавливаются расходные обязательства МО, возникающие в результате принятия НПА органов МСУ):

1) по вопросам местного значения, а также заключения МО или от его имени договоров (соглашений) по данным вопросам;

2) при осуществлении органами МСУ отдельных государственных полномочий.

Органы МСУ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти РФ и субъектов РФ, за исключением случаев, установленных ФЗ и законами субъектов РФ.

Органы МСУ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов МСУ других МО, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции ФЗ и законами субъектов РФ, но только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета (его размещение осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев размещения путем запроса котировок цен или случаев закупки у единственного исполнителя).

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с ФЗ, НПА представительных органов МСУ.

Муниципальные заимствования — муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями бюджетного законодательства в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (ст. 103, п. 7).

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

Читать еще:  Муниципальная публичная власть и местное самоуправление

Государственный и муниципальный заем в качестве источника финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления принципиально отличается от налогов:

(1) он предоставляется на основе возвратности, срочности и платности;

(2) носит добровольный характер.

Таким образом, государственные и муниципальные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджета.

Поэтому они учитываются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, вызванного в основном за счет роста капитальных расходов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 1145 ;

Как формируется муниципальный бюджет

11 ноября 2017 г. на внеочередном заседании Совета депутатов был рассмотрен в первом чтении проект бюджета нашего муниципального округа Алексеевский. Проект в первом чтении был принят и ушел на публичные слушания, которые состоятся 14 декабря 2017 (начало в 18:00, место проведения – управа Алексеевского района, 2-й этаж, актовый зал).

В преддверии публичных слушаний по проекту бюджета как председатель бюджетно-финансовой комиссии Совета депутатов хочу детально разобрать формирование бюджета и предвосхитить возможные вопросы, связанные со статьями расходов. Сразу оговорюсь, действующее московское законодательство крайне ограничивает полномочия депутатов в распоряжении муниципальным бюджетом, жестко регламентируя его нормативами, которые спускаются сверху из бюджета города Москвы.

Итак, для начала рассмотрим сравнение бюджетов 4-х муниципальных округов.

Начнем с доходов. Доходная часть бюджета муниципального округа формируются за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), работающих на предприятиях, зарегистрированных в районе.

Как можно видеть, доходы бюджетов различных муниципальных округов в пределах «старой» Москвы удивительно схожи, несмотря на разное количество жителей. Особенность этой схожести заключается в так называемом «нормативе отчислений», который спускается из бюджета города Москвы и определяется Департаментом финансов.

Норматив отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных округов установлен в размере всего лишь в доли процента всей суммы уплаченного налога на доходы физических лиц. Так этот норматив для района Алексеевский определен в размере 0,2795%, в Останкино это 0,195%, в других районах цифры могут отличаться, но везде норматив отчислений остается в рамках статистической погрешности. Ключевой вопрос — откуда берется эта цифра? Все очень просто, она подгоняется, чтобы бюджет муниципального округа составил примерно 15-16 млн рублей, которые можно потратить лишь на определенные вещи, прописанные законами Москвы (главным образом содержание администрации муниципального округа)

Подробнее о формировании бюджета муниципальных образований можно посмотреть в Законе (законопроекте) города Москвы «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» – статья 5 и Приложение 9.

Тут стоит сказать, что за пределами «старой Москвы» полномочия местного самоуправления намного больше. Так, к примеру, в бюджет городского округа Троицк направляется 58,6% налогов на доходы физических лиц плюс другие налоги, а также бюджетные субсидии и ассигнования, при этом местный бюджет Троицка с населением 60 тыс человек в 2017 году составляет более 2 млрд рублей (в 160 раз больше чем Алексеевского). В старой Москве же большинство функций (и соответственно денег) закреплены не за местным самоуправлением, а за исполнительной властью в лице управ, префектур и департаментов Правительства Москвы. Но вернемся к нашему муниципальному округу.

Взглянем теперь на расходы. Основной статьей бюджета любого муниципального округа (70-80% всех расходов) является содержание администрации. Эта ситуация практически ничем не отличается от района к району. И связано это опять же с нормативами расходных статей.

Рассмотрим мы эти расходные статьи уже на примере нашего бюджета. Сомневаюсь, что кто-нибудь до этого проводил столь подробный анализ бюджета. Но оно стоило того, чтобы показать жителям реальную картину.

Все расходы тоже определяются тремя нормативами, наследуемыми из приложения к бюджету города Москвы (Приложение 13 «Нормативы обеспечения расходных обязательств для определения минимальных расходов бюджетов муниципальных округов на 2018 год» к проекту закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов») .

Нормативы обеспечения расходных обязательств для муниципального округа Алексеевский:

Первый норматив предусматривает расходы 13,1 млн рублей (80% всего бюджета муниципального округа) на деятельность администрации муниципального округа

Официально это называется расходные обязательства по полномочиям по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 1-4, 6, 10-12, 16-18, подпунктами «в», «г», «д», «и», «к» пункта 19, пунктами 20-24 части 1 статьи 8, пунктами 1, 2, 4, 6.1 части 1 статьи 8.1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

Все эти пункты, указанные в статье относятся только к одному виду расходов — расходы на деятельность администрации. И это нормативный расход, означающий, что данную сумму можно потратить только на содержание аппарата и его функционирование (смотрим статью 8 закона №56 Об организации местного самоуправления в городе Москве и убеждаемся, что вопросы, перечисленные в этой статье, относятся к ведению администрации.

Этот норматив тратится в основном на фонд оплаты труда муниципальных служащих – главы и сотрудников администрации (всего в администрации работают пять человек). Размер окладов муниципальным служащим также регламентирован нормативными документами. Помимо заработной платы законодательство Москвы предусматривает достаточно щедрый социальный пакет сотрудникам администрации – компенсацию за медицинское обслуживание, за неиспользованную санаторно-курортную путевку, доплаты к пенсиям (предвосхищая возможные вопросы – фамилии Фенёвой М.А. в данном списке нет , все доплаты ей выплачивает Департамент социальной защиты населения), санаторно-курортные путевки и оплату проезда до мест отдыха вышедшим на пенсию сотрудникам. Также в этот норматив входит оплата текущих расходов на функционирование администрации (услуги связи, канцелярские принадлежности, уборка помещения, коммунальные платежи и т.п.)

Подробная разбивка представлена в таблице по ссылке.

Ни на какие другие цели эти 13 миллионов потрачены быть не могут. Как бы нам не хотелось. Любая другая трата этих средств будет признана нецелевым расходованием и повлечет за собой визит надзорных органов.

Второй норматив предписывает заложить 182 тыс рублей в год на оплату проездных на общественный транспорт для депутатов.

И последний, третий норматив, в рамках которого у депутатов действительно есть возможность чуть большего проявления инициативы по распоряжению деньгами. По этому нормативу 2,97 млн рублей мы можем направить (этот норматив складывается из 37 рублей умноженных на 80 300 жителей района ) «на реализацию иных полномочий». Потратить эти деньги депутаты могут только на следующее: проведение праздников, информирование населения, развитие патриотизма.

В рамках данного раздела в проект бюджета бюджетно-финансовой комиссией были внесены некоторые правки, дозволенные бюджетным кодексом (увеличены расходы на информирование жителей за счет праздничных мероприятий).

Детальная разбивка всех расходов с комментариями представлена в таблице

Если резюмировать, местное самоуправление в Москве практически не обладает полномочиями даже в вопросах распоряжения до неприличия малыми бюджетными средствами своего округа. Бюджет связан нормативами, за рамки которых выйти не представляется возможным. Я уверен, что депутаты всех муниципальных образований должны поднимать эти вопросы и совместно добиваться расширения полномочий местного самоуправления.

Приглашаю жителей 14 декабря 2017 на публичные слушания по проекту бюджета, на которых каждый из вас сможет задать вопрос депутатам — членам финансово-бюджетной комиссии, сотрудникам администрации и внести свои предложения в проект бюджета.

Место проведения слушаний: проспект Мира, д. 104, управа Алексеевского района, 2-й этаж, актовый зал.

председатель бюджетно-финансовой комиссии Совета депутатов муниципального округа Алексеевский

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector