Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальная экономика это

Понятие муниципальной экономики и ее характеристики

В настоящее время наблюдается смешение представлений таких близких по своему содержанию понятий, как: «городское хозяйство», «муниципальное хозяйство», «коммунальное хозяйство», «местное хозяйство», «муниципальная экономика», «местная экономика» и ряд других комбинаций. Это приводит к тому, что, исходя из целевых установок, вкладывают в эти понятия различное содержание. В результате, либо один термин описывает различные по содержанию объекты, либо для одинаковых объектов используются различные понятия. Таким образом, основная проблема заключается в их четкой и ясной классификации, в отнесении тех или иных объектов и видов деятельности к какой-либо группе.

Городское хозяйство: 1) польза обществу – хорошие дороги, площади, освещение; 2)эстетическая польза – иллюминации, освещенность, дорожные знаки.

По мере развития города появляются новые дорожные структуры, относящиеся к городскому хозяйству.

Муниципальное хозяйство – все то же самое что городское хозяйство, только адаптируется на население, муниципальные власти в зависимости от потребностей создает интернаты, дома престарелых и тд.

Т.обр. муниципальная экономика – это система экономических и правовых отношений, формирующиеся на территории муниципального образования при взаимодействии производственной деятельности, субъектов хозяйствующей деятельности с органами государственной власти на определенной территории.

В настоящее время нет единой точки зрения на то, что следует называть муниципальной экономикой или что следует считать объектом ее деятельности. Основной причиной этого является отсутствие единой методологической позиции по вопросу, что следует считать основополагающим признаком при выделении муниципальной экономики. Это затрудняет проведение квалифицированного анализа масштабов, структуры, динамики муниципальной экономики в разрезе различных типов территорий.

В экономической литературе к настоящему времени сложилось несколько подходов к пониманию сущности муниципальной экономики.

1) «формальный» подход. Данный подход, основывается на выделении муниципальной экономики исключительно в территориальном аспекте, то есть как экономики, осуществляющейся в пределах муниципального образования. В соответствии с данным подходом, объектом муниципальной экономики является вся совокупность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, независимо от формы собственности. Так под муниципальной экономикой понимается совокупность экономических отношений (производства, распределения, обмена и потребления), формирующихся в процессе деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города и связанных социальной и производственной инфраструктурой, экономическими, финансовыми и иными связями в единую систему. В этом смысле муниципальная экономика понимается как составная (органическая) часть экономики страны. В понимании современных ученых экономика города рассматривается как совокупность экономических отношений между объектами всех форм собственности и домохозяйствами, размещенными и функционирующими на территории города.

2) Второй подход: слово «муниципальный» в словосочетании «муниципальная экономика» указывает на то, что главным признаком, позволяющим отграничить муниципальную экономику, является муниципальная форма собственности. Муниципальная экономика — совокупность объектов муниципальной формы собственности и отношения между ними. В этом случае муниципальная экономика может быть тождественна понятию «муниципальный сектор экономики». В связи с этим и муниципальное управление нередко представляется как «форма управления местной (муниципальной) собственностью».

В рамках этого подхода можно привести и точку зрения, согласно которой экономическую основу местного самоуправления образует муниципальная собственность и местный бюджет, а также другие местные финансы, используемые в интересах населения муниципальных образований. Сторонники данного подхода ссылаются на Конституцию России и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995г., 2003г.), согласно которым органы местного самоуправления самостоятельно управляют только муниципальной собственностью и средствами местного бюджета. Местные представительные и исполнительные органы имеют достаточно широкий круг полномочий в управлении и распоряжении муниципальной собственностью: они могут принимать акты административно-правового характера, создавать объекты муниципальной собственности для осуществления хозяйственной деятельности, передавать их во временное или постоянное владение и пользование, продавать, сдавать в аренду. Таким образом, с позиций муниципальной экономики муниципальная форма собственности является ее важнейшим структурным компонентом, выполняет функции пополнения доходов местного бюджета, развития рыночной, социальной и инженерной инфраструктуры и др.

3) «деятельностно-организационный» подход. Он рассматривает муниципальную экономику с точки зрения деятельности муниципалитета в качестве органа местного самоуправления. Акцент делается на роли муниципалитета в экономике города (села), на полномочиях органов местного самоуправления в экономической сфере муниципального образования.

В мировой практике органы местной власти наделяются не только правами и ответственностью перед населением, которое их избирает, но и четкими функциями распоряжения той территорией, на которой они созданы. Следует подчеркнуть, что мера ответственности муниципальных органов власти за реализацию тех или иных функций, которые относятся к их компетенции, определяются той экономической, материально-финансовой и природно-ресурсной базой, которой располагает соответствующий муниципалитет.

Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения. Различают следующие виды муниципальных хозяйств: коммунальная модель муниципального хозяйства (основным ресурсом являются налоги с населения); коммунально-рентная модель (налоги населения дополняются обложением производителя продукции и услуг); муниципально-рентная модель (подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории).

Термин «местное хозяйство» принято понимать как совокупность муниципального хозяйства и домохозяйств. Несомненно, что домохозяйства также являются хозяйствующими субъектами, потребляющими на территории муниципального образования различные товары и услуги и вступающими в экономические отношения с другими субъектами хозяйственной деятельности.

Итак, муниципальная экономика — это система экономических отношений, возникающих в пределах муниципального образования между субъектами различных форм собственности и органами местного самоуправления, складывающимися в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ в целях достижения экономических, социальных и иных интересов местного сообщества.

Базовой целью муниципальной экономики является повышение благосостояния населения муниципального образования. Категория «благосостояние» имеет сложную структуру и распадается на несколько составных элементов. Основными из них являются продукты (товары, услуги), занятость населения, «внешние эффекты», благоустройство территории

1) Продукты (товары, услуги). Цели муниципальной экономики в этом случае связаны с тем, чтобы выявить потребности местного сообщества в товарах и услугах и разработать стратегические проекты их удовлетворения.

2) Занятость. Одной из ключевых стратегических целей муниципальной экономики является создание на территории муниципального образования дополнительных рабочих мест. При этом важно добиться оптимального соотношения новых, создаваемых рабочих мест с профессиональными характеристиками и запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются.

3) «Внешние эффекты», т. е. не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках. Внешние эффекты в системе муниципальных экономических отношений могут быть как положительными (например, утилизация отходов), так и отрицательными (например, загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности

Читать еще:  Государственный финансовый контроль осуществляют

4) Благоустройство территории. Благоустройство муниципального образования не просто решение вопросов планировки, муниципального строительства, озеленения и т.п., но и деятельность по развитию бизнеса, созданию условий, благоприятных для увеличения масштабов занятости, укрепления общественной безопасности, развития культуры

Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 197 ;

ТЕМА 10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Муниципальная экономика — это система экономических отношений, в которые вступают органы ме­стного самоуправления в процессе производства, распределения, об­мена и потребления материальных благ и услуг на территории муни­ципального образования.

Муниципальная экономика включает как государственный, так и частный секторы.

Государственный и муниципальный секторы эф­фективнее функционируют в таких сферах деятельности, как разработка и проведение политики развития, обеспечение социальной справедливости, борьба с различного рода дискриминацией, поддер­жание стабильности.

Предпринимательский сектор лучше справляется с экономически­ми и инновационными задачами, легче адаптируется к быстрым пере­менам, эффективнее решает технические проблемы.

К отраслям муниципальной экономики от­носятся: снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных вод, вывоз и переработка мусора, городской и пригородный пассажирский транспорт, общественное питание, социальные услуги.

Местные органы власти занимают особое место в системе муни­ципальных экономических отношений. С одной стороны, они, подоб­но государственным, властным структурам, выполняют функцию ре­гулирования хозяйственных отношений на подведомственной им территории. С другой — выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой эконо­мический потенциал (пополнять состав муниципальной собственно­сти, укреплять местный бюджет и т. п.). С этой точки зрения органы местного самоуправления близки к коммерческим организа­циям, так как выступают как самостоятельные и равноправ­ные субъекты экономических отношений, т. е. могут самостоятельно распоряжаться принадлежащей им собственностью, финансовыми ресурсами, землей и получать при этом прибыль. Но в отличие от ком­мерческих организаций, цель которых состоит в извлечении прибы­ли в интересах участников этих организаций, муниципальные структуры не могут использовать ни перечисленные ресурсы, ни полученную от их эксплуатации прибыль в сферах, не связанных с интересами населения.

При этом в ходе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг, что роднит их с государственными структурами, поскольку и те, и другие призваны обеспечивать жизненные потребности населения.

Государственная природа экономической деятельности органов местного самоуправления обеспечивает им повышенную степень материальной защиты, выражающаяся в наличии закрепленных за муниципалитетами налоговых источников, в неприменении в отношении местных органов власти процедуры банкротства, в выделении им в случае необходимости средств финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и т. п.

В вопросах экономической деятельности органы местного самоуправления сочетают в себе государственные начала и коммерческие возможности частных хозяйствующих субъектов. Деятельность органов местного самоуправления состоит их двух направлений: властного и экономического. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношении местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности.

Последние могут быть разделены на две следующие группы:

1) муниципальные предприятия (организации, учреждения), в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности;

2) предприятия, учреждения и организации иных форм собственности (государственные, акционерные, частные и др.).

Цели, каждой из названных групп хозяйствующих субъектом различны. Муниципальные предприятия свои результаты обязаны направлять на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения участвуют в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Органы местного самоуправления в отношении этих групп применяют различные методы управления, сочетающие властные и экономические (собственнические) признаки.

Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему имущества.

Исключе­ние составляет небольшой круг ограничений, связанный с правовым статусом муниципалитетов как института власти (принимая нормативно-правовые акты, органы местного самоуправле­ния имеют возможность создавать льготные условия для деятельности своих предприятий в ущерб другим хозяйствующим субъектам; осуществляя финансово-хозяйственную деятельность в условиях свободного рынка, муниципалитеты рискуют бюджетными средствами и объектами собственности, основное предназначение которых — удовлетворение интересов жителей муниципального образования).

Однако права муниципалитетов в регулировании хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, т.к. здесь речь идет о границах применения властных полномочий, поскольку органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.

Проявлением властного воздействия муни­ципалитетов на хозяйствующие субъекты различных форм собствен­ности являются:

— установление единых для всех предприятий и учреждений санитарно-экологических норм и стандартов;

— контроль над перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли муниципальных предприятий или других плате­жей) в местный бюджет и внебюджетные фонды;

— право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом, и т. д.

Важной сферой муниципальной экономики, помимо хозяйственных отношений с предприятиями различных форм собственности являются финансово-имущественные отношения органов местного са­моуправления с органами государственной власти федерального и регионального уровней. На государственные органы законо­дательством возложена обязанность обеспечения минимума условий жизнедеятельности населения, если этот минимум не может быть обеспечен финансовыми и иными ресурсами муниципального образования.

Экономические отношения органов местного самоуправле­ния с государственными структурами возникают по поводу передачи государственного имущества в муниципальную собственность, зачис­ления доходных источников и средств финансовой помощи в местные бюджеты, а также финансирования государственных программ, осуществляемых на муниципальном уровне.

В процессе своей деятельности органы местного самоуправления одной территории могут вступать в экономические отношения с органами местного самоуправления других муниципальных образовании. Эта форма хозяйственных отношений в России пока недостаточно развита. Однако механизм хозяйственной кооперации между отдельными муниципальными образованиями имеет тенденцию к укреплению. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрена возможность создания межмуниципальных объединений, хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций.

Основными системообразующими элементами муниципальной экономики являются:

1) финансово-хозяйственные отношения между:

— органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями (учреждениями),

— органами местного самоуправления и органами государственной власти,

— органами местного самоуправления и государственными предприятиями (учреждениями),

— органами местного самоуправления и частными предпринимательскими структурами,

— органами местного самоуправления различных муниципальных образований;

2) властные отношения между органами местного самоуправления и всеми остальными субъектами муниципальной экономики в целях регулирования социально-экономического развития территорий.

Финансово-хозяйственные отношения органов местного самоуправления с субъектами муниципальной экономики могут носить имущественный или неимущественный характер.

Имущественные отношения органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями связаны с использованием, воспро­изводством и возвратом муниципальной собственности. Это передача муниципальной собственности в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду, траст, а также через ее использование в виде залога и ипотеки.

Читать еще:  Классификация финансовых ресурсов государства

Передача права на использование муниципального имущества (в пределах, установленных законодательством и учредительными документами) не дает права на переход собствен­ности от муниципальной администрации к муниципальному пред­приятию. Предприятие лишь эксплуати­рует это имущество, выполняя задачу, поставленную перед ним муниципальной администрацией. Оно не имеет права самостоятель­но совершать сделки в отношении этого имущества и несет перед ме­стными органами власти административную и экономическую ответ­ственность за его сохранность.

Более детально условия использования муниципальной собствен­ности оговарива­ются в договорах о передаче муниципального имущества в хозяйствен­ное ведение, аренду, траст. Наличие таких договоров позволяет муниципальной администрации определять условия по номенклату­ре и объему продукции (услуг), уровню затрат и ценам, поставке из­делий на конкретный рынок, учету и отчетности, а также по участию представителей муниципальной администрации в органах управления (например, в качестве директора муниципального унитарного пред­приятия или представителя в совете директоров (совете акционеров) акционерного общества с участием муниципальной администрации).

Неимущественные отношения возникают в условиях, при которых собственность (в данном случае муници­пальная) может использоваться хозяйствующим субъектом. Данные условия закрепляются в договоре, который

позволяет определить границы контроля над деятельностью муниципального предприятия, так как муниципальное предприятие, являясь юридиче­ским лицом, имеет право на невмешательство муниципальных органов в его оперативную хозяйственную деятельность. Данная деятельность согласно Гражданскому кодексу РФ относится к исключительной компетенции самого предприятия. Органы местно­го самоуправления, как представители территориальной общности людей, в деятельности муниципального (унитарного) предприятия вправе участвовать только своим капиталом, а руководить только че­рез назначаемого директора.

Имущественные отношения органов местного самоуправления с немуниципальными структурами строятся на иной основе. Как и в случае с муниципальными предприятиями и учрежде­ниями, они могут формироваться по поводу аренды имущества, его за­лога, траста. Однако немуниципальным организациям имущество не может быть передано в хозяйственное ведение или оперативное управ­ление. Более распространенной формой имущественных отношений в этом случае является передача денежных средств в оплату за исполнение муниципального заказа.

В такой схеме имущественных отношений муниципальные орга­ны выступают в роли заказчика, а предприятия любых форм собственности (не исключая и муниципальные) — в качестве производителя (подрядчика) продукции и услуг, получая от муниципалитета соответствую­щие материальные и финансовые средства.

В то же время между заказчиком (муниципальной администраци­ей) и подрядчиком (хозяйствующим субъектом) устанавливаются и не­имущественные отношения. Это требования, предъявляемые муниципальной администрацией к объему производимой продукции и услугам, качеству, срокам их предоставле­ния, правам конечных потребителей и т. д., а также обязательств в отношении финансирования данных работ. Все это оформляется соответствующим договором (контрактом), который обеспечивает равноправие сторон в отношении друг друга и не позволяет органам местного самоуправления произвольно устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ (что не исключено в отношении муниципальных хозяйствующих субъектов).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Основные понятия. Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях;

Общие положения

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.

Муниципальная экономика — это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. В настоящей главе рассматриваются вопросы управления имущественными и финансовыми ресурсами муниципального образования, которые, согласно Федеральному закону 2003 года, составляют экономическую основу местного самоуправления. Перечень этих ресурсов приведен на рис. 6.1.1.

Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.

│ Земля │ │ Местные природные ресурсы │ │Муниципальное движимое│

│ │ │ │ │и недвижимое имущество│

│ Финансовые ресурсы │ │Имущество и финансовые ресурсы│

│ органов местного ├────┤ муниципального образования │

│Имущество и финансовые ресурсы иных хозяйствующих│

│ субъектов (в той части, в какой эти ресурсы │

│ используются или могут быть использованы │

│ для оказания муниципальных услуг) │

Рис. 6.1.1. Имущество и финансовые ресурсы муниципального

Основы управления муниципальной экономикой и муниципальным хозяйством

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления можно использовать следующее определение:.

Муниципальная экономика— это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. Состав этих ресурсов приведен на рис. 3

Читать еще:  Роль государственного финансового контроля

Рис. 3. Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования

Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально—экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах.

Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения. Основные из этих функций показаны на рис. 4

Рис.4 Экономические функции местного самоуправления

Структура и порядок деятельности администрации муниципального образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством.

Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию можно их классифицировать. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает следующий подход:

1. Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль (и место) того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения выделяются следующие элементы:

— муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

— иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

— органы местного самоуправления.

Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию — функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого — цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге от их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы, можно выделить несколько форм муниципального хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

Коммунальная модель муниципального хозяйства характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины), и основным ресурсом являются налоги население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства, по сравнению с предыдущей, отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга.

Существование той или иной модели зависит от следующих факторов:

— объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;

— наличие и характер основных ресурсов территории;

— наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;

В зависимости от этих факторов формируется конкретная форма муниципального хозяйства.

Чем многообразнее и сложнее хозяйство в муниципальном образовании, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера.

Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.

По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector