Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальная финансовая политика

Государственная и муниципальная финансовая политика

В процессе своего функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают как экономика в целом, так и отдельные ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Государственная и муниципальная финансовая политика представляет собой совокупность государственных (муниципальных) мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функ­ций. Она является составной частью экономической политики и поэтому при ее проведении особенно важно обеспечить взаимосвязь с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Классификации государственной (муниципальной) финансовой политики:

1. По территориальному признаку:

— федеральная финансовая политика определяет концепцию и направления использования финансов в целях финансового обеспечения экономической и социальной стратегии и тактики развития страны, сфер экономики, отраслей и территорий, ускоренного развития отдельных его сегментов, рыночной и социальной инфраструктуры. Федеральная финансовая политика является базой при формировании региональной и местной финансовой политики, хотя это не исключает их специфики и самостоятельности;

— региональная и местная финансовая политикастроится с учетом особенностей экономики, финансов, социальной сферы соответственно субъектов РФ и муниципальных образований, установленных законодательством их доходных и расходных полномочий. Цели и задачи региональной и местной финансовой политики адаптированы к специфике конкретного субъекта РФ или муниципального образования, должны конкретизировать цели и задачи федеральной политики на территориальном уровне, что обеспечивает территориальную преемственность государственной финансовой политики, а значит, и ее эффективность в целом.

2. По целевой направленности:

— стимулирующая финансовая политика направле­на на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджет­ных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Обычно (но не всегда) ее проводят в периоды экономического спада и депрессии, когда происходит снижение темпов роста производства, продаж товаров и услуг, падение инвестиционной активности и увеличение безработицы. В России (а также в Китае) в настоящее время данную политику проводят для ускоренного экономического роста;

— сдерживающая финансовая политика связана с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финанси­рования в целях сдерживания деловой активности, темпов роста производства (для недопущения перепроизводства) и стабилизации денежного обращения. Следует заметить, что в современном мире данный тип финансовой политики встречается крайне редко, особенно в странах с развитой рыночной экономикой, для которых темпы экономического роста долгое время остаются стабильно невысокими (2-3% в год).

3. По взаимосвязи с объектами финансового регулирования:

— финансовая политика регулирования экономикинаправлена на решение задач экономического развития страны. Она включает производственную финансовую политику (политику финансового обеспечения ускоренных темпов роста ВВП), финансовую политику регулирования рынка (политику государственного регулирования цен, таможенную политику), финансовую распределительную политику (амортизационную, налоговую, кредитную, фондовую и т.д.);

— финансовая политика социальной сферы направлена на финансовое обеспечение реализации конституционных социальных прав и гарантий населения страны и социальной защиты граждан. Ее составными частями выступают политика содержания и развития отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.), политика социальных льгот, политика социального страхования, пенсионная политика и т. д.

4. По отношению к звеньям системы централизованных финансов:

— бюджетная финансовая политикаимеет определяющее значение при формировании пропорций централизованных финансовых ресурсов, структуры государственных и муниципальных доходов и расходов, структуры совокупного спроса и потребления. Бюджетная политика непосредственно связана с политиков в области межбюджетных отношений, целью которой является реализация принципов бюджетного федерализма. Самостоятельной составляющей бюджетной политики является налоговая политика, направленная на полноценное обеспечение доходными источниками запланированных государственных расходов на базе роста производства, продаж и доходов субъектов экономики. В последние годы все большее значение в России получает бюджетная инвестиционная политика, направленная на реструктуризацию экономики и ее перевод с сырьевой на инновационную основу;

— внебюджетная финансовая политикатесно связана с бюджетной политикой, она составляет часть финансовой социальной политики, но имеет и самостоятельное значение. Это связано с относительной организационной и финансовой самостоятельностью государственных внебюджетных фондов в бюджетной системе страны и их целевым предназначением в качестве основного источника финансирования государственных расходов на социальную защиту населения;

— политика управления финансовыми резервамии резервными фондамивключает стратегию и тактику формирования и использования валютных резервов, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, резервных фондов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ и других.

5. По отношению к сегментам финансового рынка:

— денежно-кредитная политика направлена на повышение эффективности функционирования денежной системы страны, регулирующей роли ставки рефинансирования Банка России, обеспечение полной конвертируемости рубля, снижение темпов инфляции, процентов по кредитам, развитие доступного долгосрочного кредитования;

— страховая политика направлена на создание условий для развития рынка страховых услуг и повышение их качества;

— фондовая политика связана со стимулированием развития рынка ценных бумаг (включая государственные ценные бумаги), как важнейшего сегмента рынка капиталов и источника инвестиционных финансовых ресурсов.

Содержание государственной (муниципальной) финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий и включает:

1. Разработку общей концепции финансовой политики и опре­деление ее основных направлений.

Концепция финансовой политики формируется на основе научного анализа состояния экономики и социальной сферы, а также на проектировочной проработке тенденций и перспектив их стабилизации и развития.

Читать еще:  Как формируется муниципальный бюджет

Направления финансовой политики включают:

стратегические направле­ния, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективы использования финансов и предусматривающие решение главных государственных (муниципальных) задач. Государственная финансовая стратегия включает стратегию в области государственных доходов и расходов, стратегию организации финансов органов местного самоуправления, бюджетную и налоговую стратегию, стратегию управления государственным долгом и т.д.;

тактические направления, конкретизирующие финансовую стратегию и определяющие конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе развития страны. Они определяют способы, средства, порядок решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии в течение срока ее осуществления. Это могут быть, например, разработка и принятие бюджета, внесение изменений в налоговое законодательство на очередной финансовый год и пр.

2. Создание адекватного финансового механизма,который представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства (муниципальных образований).

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономикипредполагает целенаправленную деятельность государства (муниципальных образований), связанную с практическим использованием финансового механизма. Оно включает в себя ряд функциональных элементов: финансовое прогнозирование и планирование, оперативное управление, финансовый контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государства и муниципалитетов

Муниципальная финансовая политика

Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ре­сурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть му­ниципальной финансовой политики.

Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики пред­ставлены на рис. 6.9.1.

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого со­циально-экономического развития, а также исполнения государственных полномо­чий, возложенных в установленном порядке на данное муниципальное образование.

Бюджетный процесс. Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением.

Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволя­ет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать эко­номное расходование бюджетных средств.

Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осу­ществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно в му­ниципальном образовании принимается местный нормативный акт — положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверж­дения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.

Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципально­го образования. Для разработки проекта бюджета необходим ряд исходных дан­ных, показанных на рис. 6.9.2.

Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рассмотрение и утверждение в представительный орган местного самоуправления.

Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).

На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах и комиссиях, а затем на заседании представительного органа, где заслушивается бюджетное

На втором этапе собираются и анализируются мнения и предложения населе­ния и общественных организаций по проекту бюджета проводятся публичные слушания по проекту и работает согласительная комиссия. По итогам ее работы администрация корректирует проект бюджета и повторно вносит его в предста­вительный орган. Если разногласия удалось преодолеть, бюджет утверждается представительным органом во втором чтении.

Третий этап требуется, если голосование во втором чтении не дало результата. На этом этапе продолжается работа сргласительной комиссии, после чего бюджет утверждается в третьем, окончательном чтении.

Исполнение утвержденного бюджета осуществляется администрацией в стро­гом соответствии с бюджетной росписью по статьям расходов, которая доводится до сведения всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

В процессе исполнения бюджета может возникнуть необходимость в перерас­пределении бюджетных средств по статьям расходов. В положении о бюджетном процессе должно быть указано, в каких пределах администрация имеет право производить такое перераспределение самостоятельно. В случае превышения этого предела администрация должна внести на утверждение представительного органа предложения о внесении изменений в утвержденный бюджет. Если в про­цессе исполнения бюджета происходит снижение ожидаемого объема поступле­ний в бюджет не более чем на 10 %, администрация вправе ввести режим сокраще­ния расходов бюджета (секвестр). Если снижение доходов составляет более 10 % от утвержденной суммы, администрация вносит в представительный орган пред­ложения о внесении изменений в бюджет.

Не реже чем один раз в квартал администрация представляет на рассмотрение представительного органа информацию о ходе исполнения бюджета. Контроль за исполнением бюджета осуществляет контрольный орган муниципального образо­вания, который информирует представительный орган о выявленных нарушениях.

Годовой отчет об исполнении бюджета представляется администрацией на утвер­ждение представительного органа в сроки, установленные положением о бюджет­ном процессе. При обнаружении несоответствия исполнения бюджета утверж­денным параметрам представительный орган имеет право не утверждать отчет и обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюд­жета и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Муниципальная финансовая политика;

Управление муниципальными финансами

Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, разумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств.

Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики.

Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики представлены на рис. 6.9.1.

│ Цели и инструменты │

Читать еще:  Государственные финансы это денежные отношения

│ │Обеспечение текущих расходов│ │ │Совершенствование бюджетного│

│ │бюджета для достижения│ ├─┤процесса │

│ │социальных стандартов │ ├─┤Казначейское исполнение бюджета │

├─┤Обеспечение формирования│ ├─┤Встраивание в бюджетный процесс│

│ │бюджета развития для решения│ │ │системы муниципального заказа │

│ │государственных полномочий │ │ │Разработка сводного финансового│

Рис. 6.9.1. Цели и инструменты муниципальной финансовой политики

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных на данное муниципальное образование.

Ниже рассматриваются отдельные методы и инструменты достижения этих целей.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю исполнения.

Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств.

Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт — положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.

Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования. Для разработки проекта бюджета необходим ряд исходных данных, показанных на рис. 6.9.2.

│Прогноз │ │План развития│ │Прогноз налоговых и│

│социально-экономического │ │муниципального │ │неналоговых │

│развития муниципального│ │сектора экономики │ │поступлений │

│Оценка потерь бюджета│ │ │ │ │Основные направления│

│от предоставления│ ┌┴───────┴─────┴─┐ │бюджетной и налоговой│

│налоговых льгот ├─────│Исходные данные ├────┤политики │

│Проекты муниципальных├─────┤ бюджета ├────┤Прогноз финансового│

│целевых программ на│ └┬───────┬─────┬─┘ │баланса территории │

│Структура ├──────┘ │ └───┤нормативных актов или их│

│муниципального долга│ │ │частей, действие которых│

│муниципальных │ │Оценка ожидаемого│ │приостановлено на│

│заимствований на│ │исполнения за│ │очередной финансовый год│

│очередной финансовый│ │текущий финансовый│ │в связи с нехваткой│

│год │ │год │ │средств │

Рис. 6.9.2. Исходные данные для разработки проекта местного бюджета

на очередной финансовый год

Для составления проекта местного бюджета необходимы также сведения о нормативах отчислений в местный бюджет от федеральных и региональных налогов и сборов, о критериальном (пороговом) значении уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя по данному субъекту РФ и типу муниципального образования на очередной финансовый год, формуле расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов других уровней, в том числе в рамках региональных фондов муниципального развития и софинансирования социальных расходов, о дефляторах (ценовых коэффициентах роста финансовых затрат по сравнению с текущим годом). Эти сведения, если они не содержатся в действующем налоговом и бюджетном законодательстве, должны быть заблаговременно получены от финансового органа субъекта РФ.

Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рассмотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования. К проекту бюджета прилагается специальный документ — бюджетное послание, в котором глава администрации обосновывает объемы доходов и направления расходования бюджетных средств с учетом целей и задач жизнеобеспечения и социально-экономического развития муниципального образования.

Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).

На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах и комиссиях, а затем на заседании представительного органа, где заслушивается послание главы администрации. После этого бюджет принимается в первом чтении, т.е. согласовываются его основные параметры. Для рассмотрения возможных разногласий по проекту между администрацией и представительным органом создается согласительная комиссия. Проект бюджета, принятый в первом чтении, публикуется в средствах массовой информации для всенародного обсуждения жителями муниципального образования.

На втором этапе собираются и анализируются мнения и предложения населения и общественных организаций, проводятся публичные слушания по проекту бюджета и работает согласительная комиссия. По итогам ее работы администрация корректирует проект бюджета и повторно вносит его в представительный орган. Если разногласия удалось преодолеть, бюджет утверждается представительным органом во втором чтении.

Третий этап требуется, если голосование во втором чтении не дало результата. Продолжается работа согласительной комиссии, после чего бюджет утверждается в третьем, окончательном чтении.

Если к началу финансового года бюджет не будет утвержден, то финансирование бюджетных расходов осуществляется ежемесячно в размере 1/12 фактических расходов бюджета предыдущего года. Поскольку этот порядок существенно осложняет процесс финансирования, администрация и представительный орган заинтересованы в том, чтобы преодолеть разногласия и утвердить бюджет к началу финансового года.

Исполнение утвержденного бюджета осуществляется администрацией в строгом соответствии с бюджетной росписью по статьям расходов, которая доводится до сведения всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

В процессе исполнения бюджета может возникнуть необходимость в перераспределении средств по статьям расходов. В положении о бюджетном процессе должно быть указано, в каких пределах администрация имеет право производить такое перераспределение самостоятельно. В случае превышения этого предела администрация должна внести на утверждение представительного органа предложения о внесении изменений в утвержденный бюджет. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение ожидаемого объема поступлений не более чем на 10%, администрация вправе ввести режим сокращения расходов бюджета (секвестр). Если снижение доходов составляет более 10% от утвержденной суммы, администрация вносит в представительный орган предложения о внесении изменений в бюджет.

Читать еще:  Белоножко государственные и муниципальные финансы

Не реже чем один раз в квартал администрация представляет на рассмотрение представительного органа информацию о ходе исполнения бюджета. Контроль исполнения бюджета осуществляет контрольный орган муниципального образования, который информирует представительный орган о выявленных нарушениях.

Годовой отчет об исполнении бюджета представляется администрацией на утверждение представительного органа в сроки, установленные положением о бюджетном процессе. До начала рассмотрения отчета представительным органом проводится внешняя проверка силами муниципального контрольного органа. Представительный орган может также привлечь для внешней проверки независимую аудиторскую организацию. При обнаружении несоответствия исполнения бюджета утвержденным параметрам представительный орган имеет право не утверждать отчет и обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюджета и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Муниципальная финансовая политика

Сущность финансовой политики

Любые отношения, связанные с установлением, укреплением власти называются политикой. Через политическую деятельность осуществляется управление практически всеми сферам жизни общества. Именно поэтому, политика может быть социальной, экономической, военной, культурной, международной, региональной, муниципальной и так далее.

Финансовая политика представляет собой комплекс мероприятий, которые нацелены на максимально эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов. Субъектами финансовой политики являются все органы государственной власти, наделенные соответствующими полномочиями. К объектам относят весь комплекс отношений, складывающихся относительно обращения финансов.

Основным функциями финансовой политики можно назвать:

  1. Поддержание устойчивости национальной валюты.
  2. Ликвидация дефицита бюджета.
  3. Поддержание баланса отношений и интересов всех экономических агентов, в том числе государства.

В процессе становления финансовых отношений появились разные подходы, способствующие внедрению в практическую деятельность политических решений в сфере финансов. К ним относятся неоклассический, классический, плановый, регулирующий и монетаристский подходы. Государственное воздействие на финансы может быть прямым и косвенным. Прямое влияние осуществляется через целевое субсидирование приоритетных отраслей экономики, лицензирование, обеспечение баланса взаимодействия между налоговой, бюджетной, кредитно-денежной и инвестиционной политикой. Косвенное влияние осуществляется поддержкой справедливой конкуренции, обеспечением работоспособности механизма взаиморасчетов. Финансовая политика неразрывно связана с экономической. Основная цель ее существования связана с обеспечением стабильности функционирования финансовой системы страны.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Создание подобных условий позволяет обеспечить независимость страны, ее устойчивость к воздействию внешних факторов, а также сформировать благоприятные предпосылки для экономического роста и развития.

Особенности муниципального управления

Субъекты политики в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Муниципальное управление является частью местного самоуправления. Цель его существования связана с властным воздействием на территориальное объединение для того, чтобы повысить общий уровень и качество жизни населения данной местности. Муниципальная власть, как и общегосударственная, строится на принципе разделения функций. Например, мэр осуществляет исполнительную власть, законодательная деятельность находится в руках совета города. Судебная власть принадлежит соответствующему муниципальному образованию, имеющему конкретную специализацию. По сути, муниципальная власть схожа с государственной, но ограничена отдельной территорией. Однако, существуют принципиальные отличия, к которым относят:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Муниципальная власть не создаёт законов, это задача государственной власти.
  2. Государственная власть воздействует на граждан, то есть жителей страны и ее отдельных территорий. Муниципальная власть воздействует на государственные предприятия и службы.

Муниципальная власть, как и государственная в России является выборной. В функции представительского органа входит следующий перечень мероприятий:

  • утверждение бюджета местного уровня,
  • отслеживание расходов,
  • составление отчёта,
  • координирование местного налогообложения,
  • разработка и утверждение стратегии развития территории,
  • формирование устава работы органа местного самоуправления.

Работа муниципального управления во многом схожа с работой частного предприятия, так как объектом его воздействия выступают хозяйственные структуры территориального образования. Для управления своими сотрудниками муниципальная власть так же использует устав. Однако, он регламентируется федеральным законодательством. Еще одно отличие связано с формированием финансов – в данном случае источником являются налоги.

Муниципальная финансовая политика

Муниципальное образование, как и любой другой субъект экономики заинтересовано в эффективности использовании имеющихся финансовых средств. Эффективность финансов выражается в поддержании приемлемого уровня деловой активности, формирования тенденции роста доходов и рационального распределения расходов. Муниципальная финансовая политика представляет собой совокупность методов и целей, направленных на максимальную отдачу от использования имеющихся ресурсов для населения отдельной территории.

К инструментам муниципальной финансовой политики относят:

  1. Совершенствование бюджетного процесса, которое заключается в работе с планированием, рассмотрением, утверждением и исполнением муниципального бюджета. Сам процесс регламентируется требованиями законодательства РФ, а также местным актом, принятым муниципальным исполнительным органом.
  2. Казначейское исполнение бюджета проводится на основе принципа единства счета, на который поступают все бюджетные средства территориального образования. Такой подход позволяет контролировать расход средств, проводить обоснованное планирование расходов, получать оперативную информацию и оптимизировать бюджетные потоки.
  3. Муниципальный заказ действует по принципу государственных закупок. Представляет собой форму прямого политического воздействия на экономику территории. Финансирование закупок происходит за счет средств бюджета.
  4. Муниципальный кредит представляет собой отношения, где муниципальное образование может выступать как кредитором, так и должником. Другая сторона отношений может быть представлена любым субъектом хозяйствования. Муниципалитет может выступать в роли гранта.
  5. Сводный финансовый баланс территории представляет собой план доходов и расходов отдельной территории. Он охватывает средства всех организаций бюджетной сферы.

Таким образом, муниципальная финансовая политика схожа с финансовой политикой государства. Отличие заключается в используемых инструментах и масштабах территории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector