Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественный негосударственный финансовый контроль

Негосударственный финансовый контроль;

При переходе к рыночной экономике возрастает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных контролирующих органов. Негосударственный (частно-хозяйственный) финансовый контроль включает следующие виды:

· внутрихозяйственный финансовый контроль организаций и домохозяйств;

· общественный финансовый контроль.

Объектом такого финансового контроля является вся совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций и домохозяйств.

Важное место в составе негосударственного финансового контроля занимает аудиторский контроль. Аудиторский (независимы) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Аудиторский контроль в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07.08.2001 г. №119-фз «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторский контроль в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696, а также внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях, используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица. Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм, аудиторов. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, при этом они получают лицензию и регистрируются. В РФ аудиторская деятельность специализированна, банковский аудит лицензируется ЦБ РФ; аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и индивидуального (инициативного) аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и, в определенных случаях, государственных унитарных предприятий организаций. Обязательная проверка может проводиться также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного, возобновленного производством уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта. При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и единовременно имеют широкие обязанности. К последним относятся:

· неукоснительное соблюдение законности в ходе проведения проверки;

· квалифицированное предоставление аудиторских услуг;

· обеспечение сохранности документов, получаемых в ходе проверки и неразглашение их содержания без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющие силу официального документа.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домохозяйствами (индивидуальными предпринимателями и непредпринимателями) с целью контроля результативности и эффективности использования финансовых ресурсов. Он осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Что касается внутрихозяйственного контроля на предприятие, то это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятия в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например, в сфере образования, в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения. Органами общественного контроля могут быть: Общественная палата РФ, отраслевые профессиональные союзы, попечительские советы (например, в сфере образования), которые могут обеспечивать приток в эту сферу дополнительных финансовых и других ресурсов. К органам общественного контроля относится общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и другие общественные организации. Деятельность этих органов финансового контроля направлена на защиту финансовых интересов отдельных групп населения страны.

3. Негосударственный финансовый контроль

3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Читать еще:  Муниципальные заимствования это

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.

Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия – потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.

Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.

Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение может быть:

1) безусловно положительное – составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

2) условно положительное – означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

3) отрицательное – означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает мнение в одной из установленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.

По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.

Читать еще:  Взаимодействие государственных финансов и экономики эссе

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 5093 раза

Библиографическое описание:

Киреева, В. В. Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды / В. В. Киреева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1303-1305. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30655/ (дата обращения: 11.04.2020).

В статье анализируются различные научные подходы к пониманию правовой природы негосударственного финансового контроля. Автором предлагается рассматривать негосударственный финансовый контроль как институт финансового права, как разновидность юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами.

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.

В последние годы финансово-правовая наука стала уделять большое внимание вопросам правового обеспечения негосударственного финансового контроля.

Одним из первых ученых, заложивших основы теории негосударственного финансового контроля, является Е. В. Терехова. Она понимает негосударственный финансовый контроль как регламентированную правовыми предписаниями деятельность уполномоченных субъектов по контролю за своевременностью и правильностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, точностью и эффективностью их использования [1].

Существенный вклад в развитие концепции негосударственного финансового контроля сделал В. В. Котов, посвятивший данного вопросу свое исследование.

Негосударственный финансовый контроль, по его мнению, это осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Негосударственный финансовый контроль является предметом правового регулирования. И с этих позиций представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе финансово-контрольной деятельности, осуществляемой управомоченными субъектами, не являющимися органами государственной власти, в интересах хозяйствующих субъектов, государства и общества в целом.

Цель негосударственного финансового контроля — формирование достаточной и обоснованной уверенности в том, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемыми организациями были и будут выполнены требования законодательства, решения собственников и указания администрации.

Задачи негосударственного финансового контроля:

‒ предотвращение, выявление и устранение препятствий и рисков, возникающих при реализации решений собственников и указаний администрации хозяйствующих субъектов,

‒ обеспечение законности при совершении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности;

‒ предотвращение и выявление недобросовестных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций;

‒ контроль за рациональным и эффективным использованием финансовых, трудовых и природных ресурсов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [2].

Негосударственный финансовый контроль, по мнению В. В. Котова, включает в себя две разновидности: аудиторский и внутрихозяйственный. Автор почему-то забывает об общественном финансовом контроле.

Оригинальную классификацию негосударственного финансового контроля предложила М. Ильина. Она выделяет внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский контроль [3]. Последние два вызывают вопросы. Под правовым финансовым контролем автор понимает деятельность, осуществляемая правоохранительными, судебными органами или по их поручению иными субъектами, направленная на осуществляемую в рамках правоприменительных действий оценку финансового состояния субъектов права.

Остается непонятным, в чем разница между государственным и правовым финансовым контролем. Гражданский финансовый контроль, по мнению М. Ильиной, направлен на защиту прав граждан в финансовой сфере, он осуществляется в процессе их взаимодействия с иными субъектами, например, налоговыми органами. Спорная позиция.

На наш взгляд, гражданский финансовый контроль является составной частью общественного финансового контроля. Необоснованное субъектное дробление контрольно-надзорной деятельности явно не способствует обогащение теории финансового права и может создать серьезные препятствия для участия в ее осуществлении рядовых граждан.

Ряд ученых выделяют в рамках негосударственного финансового контроля местный (муниципальный) финансовый контроль, внутрисистемный, аудиторский (независимый), общественный [4].

Т. А. Левченко связывает негосударственный финансовый контроль исключительно с деятельностью независимых аудиторских и страховых компаний [5], забывая о других субъектах.

Мы исходим из того, что финансовый контроль есть целостная система, состоящая из двух подсистем: подсистемы государственного и подсистемы негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах. С точки зрения места в системе финансового права негосударственный финансовый контроль представляет собой систему финансово-правовых норм, регулирующих контрольную деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников.

Негосударственный финансовый контроль является также элементом публичной и частной финансовой деятельности. И этих позиций его можно определить как соответствующую общеправовым принципам права свободы, равенства, справедливости, ответственности деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников [6].

Негосударственный финансовый контроль включает в себя такие разновидности, как: муниципальный финансовый контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский финансовый контроль, общественный финансовый контроль.

Правовые основы негосударственного финансового контроля составляют нормативные правовые акты, принятые компетентными органами власти; локальные нормативные акты.

Негосударственный финансовый контроль отличается от государственного по объему властных полномочий субъектов, осуществляющих контрольные мероприятия; правовой базе; юридическим последствиям проведенных контрольных мероприятий.

Читать еще:  Паспорт муниципального образования это

Негосударственный финансовый контроль, так же как и государственный, финансовый контроль призван разрешать и предупреждать финансово-правовые конфликты [7].

В последние годы значительно вырос интерес к такой разновидности негосударственного финансового контроля, как общественный, что обусловлено, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

‒ кризисные явления, время от время потрясающие мировую экономику в целом, и российскую, в частности, обозначили необходимость решения новых проблем, решение которых невозможно без активного участия субъектов финансового контроля;

‒ традиционные виды государственного и муниципального финансового контроля в условиях острого финансового кризиса оказываются низкоэффективными и недостаточно способными быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия хозяйствования;

‒ активное участие граждан, их объединений в осуществлении финансового контроля позволяет развивать демократические начала государства, укреплять доверие населения к государственно-правовым институтам.

Общественный финансовый контроль отличается от иных видов финансового контроля тем, что:

‒ не имеет властного характера;

‒ осуществляется партиями, общественными организациями, иными институтами гражданского общества, отдельными гражданами; субъектами общественного финансового контроля не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления;

‒ осуществляется от имени российского общества и российских граждан;

‒ является показателем развитости демократических начал государства.

Общественный финансовый контроль направлен на формирование социально активной личности, в его основе лежит естественное стремление граждан улучшать качество своей жизни, понимание государства как политической организации общества, призванной заниматься решением «общих» дел.

  1. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
  2. См.: Котов В. В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2010.
  3. Ильина М. Финансовый контроль и его значение // Российский бухгалтер. 2015. № 12.
  4. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007; Кондрат Е. Н. 5. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. Ильин А. Ю., Моисеенко М. А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 4.
  5. Левченкова Т. А. Герменевтический метод толкования финансово-правовых феноменов // Реформы и право. 2015. № 1.
  6. См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
  7. Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.

Финансовый контроль

Органы негосударственного финансового контроля различаются по его видам: аудиторский, внутрихозяйственный и общественный. Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского конт­роля. К ним относятся профессиональные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и инициативного аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и в определенных случаях государственных унитарных предприятий и организаций. По всем прочим организациям аудит носит инициативный характер, т.е. проводится по инициативе заказчика, которым могут быть и органы государственной власти (для проверки организаций, использующих бюджетные средства).

Основной целью ауди­та является составление (со стороны аудитора) и получение (со сторо­ны аудируемого лица) независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, от­ражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее ко­нечные результаты и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению недостат­ков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и до­стоверность показателей отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется ад­министрацией и специальными подразделениями организаций с целью контроля результативности и эффек­тивности использования финансовых ресурсов, предотвращения и выявления финансовых нарушений и злоупотреблений в собственном хо­зяйстве. Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются: органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директоров и т.д.), администрация организации, специализированные контролирующие службы, отделы или работники (например, отделы внутреннего контроля или аудита), ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых небюджетных некоммерческих организаций). Состав и структура органов внутрихозяйственного контроля определяются, как правило, решением собственников организации или ее руководителя, за исключением финансовых институтов, для которых органы внутреннего контроля являются обязательными (напри­мер, коммерческие банки). Внутрихозяйственный контроль органи­заций может осуществляться по инициативе их руководства сторонней аудиторской фирмой (аудитором) на договорных условиях.

Еще одна разновидность негосударственного финансового конт­роля — общественный финансовый контроль, который осуществляется представителями общества: общественными организациями и объеди­нениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федера­ции, профессиональные союзы, религиозные организации, обществен­ные организации и союзы инвалидов, Союз промышленников и пред­принимателей и др. Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, а его объектом — де­нежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их отдельных со­циальных и профессиональных групп со стороны органов государственной (местной) власти и работодателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector