Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация финансов муниципальных предприятий

Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и их особенности;

Государственные и муниципальные предприятия особо выде­ляются и в аспекте финансово-правовых отношений. Это обу­словлено тем, что они, в отличие от других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления, кото­рые распространяются и на их финансовую деятельность. Поэто­му круг финансовых отношений государственно-властного харак­тера с участием государственных и муниципальных предприятий является более широким, чем с участием других предприятий. Последние же вступают в финансовые правоотношения в основ­ном по поводу обязательных платежей (налогов и др.) в бюджет­ную систему, в определенных случаях — в связи с оказанием им финансовой поддержки за счет государственных средств. Такие правоотношения свойственны и государственным (муниципаль­ным) предприятиям, однако помимо них они вступают и в другие финансовые отношения государственно-властного характера.

Имущество таких предприятий находится соответственно в го­сударственной или муниципальной собственности. Государствен­ные и муниципальные предприятия действуют в форме унитар­ных 1 . Это означает, что имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципаль­ные предприятия.

Среди них законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления, именуемые казенными предприятиями (ст. 113—115 ГК РФ).

Унитарные государственные и муниципальные предпри­ятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и их устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательст­вам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований).

Создание казенных предприятий было предусмотрено еще до принятия ГК РФ Указом Президента РФ от 25 мая 1994 г. «О ре­форме государственных предприятий» 2 , касавшимся ликвидиру­емых убыточных федеральных предприятий. Учреждение таких предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия.

В отношении государственных унитарных предприятий пред­приняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую. В частности, в отношении федеральных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок, включив это требование в устав предприятия 1 .

В связи с функционированием финансов государственных и му­ниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, объединения, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предпри­ятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы.

Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права. Значительную часть их регулирует финансовое право.

Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряд финансово-правовых институтов, в частности, институтах налого вого права, государственных и муниципальных расходов и др.

Вместе с тем определенную совокупность представляю 1 нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий, объединений и отраслей эконо­мики в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, оп­ределяющие виды денежных фондов предприятий, объединений, отраслевых органов государственного управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, объединений, органов государствен­ного управления по планированию, образованию и использова­нию денежных фондов, распределению накоплений. Совокуп­ность таких норм характеризует правовой режим финансов

государственных и муниципальных предприятий как особое под­разделение финансового права.

При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и му­ниципальные предприятия вступают в правоотношения с выше­стоящими органами государственного управления, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотрасле­вых объединений. Возникают также правоотношения между теми и другими названными государственными органами. Осно­ванием возникновения этих отношений обычно является финан­совый план предприятия, а также индивидуальные финансово-правовые акты отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления — с орга­низацией и руководством этой деятельностью.

Для активной финансовой деятельности и эффективного ис­пользования финансов важно четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и ру­ководящих звеньев отрасли экономики, что на настоящем этапе не достигло еще должностного уровня.

Государственным и муниципальным предприятиям для реа­лизации своих производственных и социальных задач необходи­мо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ре­сурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятель­ность, основное содержание и целенаправленность которой опре­деляются упомянутыми задачами.

69. Понятие денежной системы РФ. Характеристика её элементов.

Денежная система — это форма организации денежного обра­щения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исто­рически и закрепленная законодательством.

Денежная система любой страны состоит, как правило, из це­лого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения.

Организация и функционирование денежной системы отно­сится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная сис­тема государства отражает состояние его экономики.

Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, вы­ступают в двух формах:

в форме обращения наличных денег;

в форме безналичных денежных расчетов.

Наличные деньги обслуживают, как правило, отношения:

государства с гражданами;

работодателей с их работниками.

Безналичные денежные расчеты применяются, как правило, между:

юридическими лицами и государством.

В России денежная система включает:

официальную денежную единицу;

порядок эмиссии наличных денег;

организацию и регулирование денежного обращения.

Рассмотрим каждый из элементов денежной системы РФ.

Первым и основным элементом денежной системы РФ явля­ется официальная денежная единица, т.е. установленная право­выми нормами система денежных знаков, применяемых в госу­дарстве.

Официальной денежной единицей (валютой) 1 Российской Фе­дерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Зако­ном запрещено введение на территории РФ других денежных еди­ниц и выпуск денежных суррогатов, т.е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством и вводящихся самовольно 2 .

Читать еще:  Как формируется бюджет муниципального образования

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег.

Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются ис­ключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о не­допустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Этим не только закрепля­ются «эксклюзивные» права Банка России на эмиссию рубля, но и устанавливаются рамки полномочий государственных, в том числе национальных, банков, созданных в ряде субъектов РФ. Последние лишены права эмиссии любых иных «национальных» денег. Указанные действия в соответствии с российским законо­дательством являются противозаконными, как и выпуск каких-либо знаков оплаты или средств платежа, выполняющих функ­цию денег, любыми иными субъектами (юридическими и физи­ческими лицами).

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке. Рос­сийской Федерации (Банке России)», наличные деньги в настоя­щее время выпускаются в обращение в виде банковских билетов» (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Бан­ком России по согласованию с Правительством РФ.

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5, 10, 50, 500, 1000 руб., а также монеты достоинством от 1 коп. до 10 руб.

Наконец, третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения.

Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Рос­сийской Федерации 2 .

На Банк России возлагаются:

1) прогнозирование и организация объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкасса­ции наличных денег для кредитных организаций; 3) установле­ние признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) оп­ределение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Таким образом, управление денежной системой в РФ основано на централизованных началах и возложено на Банк России.

Финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, особенности как звена финансовой системы.

Финансы предприятий являются звеном финансовой системы РФ. Финансы предприятий обеспечивает не только материальное производство и соц. сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в др. сферах: пенсионном обеспечении, соц. и мед. страховании, служат источником доходов бюджета.

Финансы предприятий – экономич. отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и соц. развитие. К денежным доходам и накоплениям относятся: выручка от реализации продукции, работ, услуг; валовой и чистый доход предприятия, составной частью которого является прибыль предприятия.

Специфика организации финансов и имущества ун. предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются фогв (органы мсу):

— порядок и источники формирования уставного фонда определяются фогв и омсу;

— имущество находится в собственности государства (мо), является неделимым, не м.б. распределено по вкладам между акционерами и работниками предприятия и принадлежит предприятию на праве хоз ведения или операт управления;

— продукция и доходы от использования имущества, а также имущество, приобретаемое за счет полученной прибыли, является собственностью гос-ва (муниципалитетов) и поступают в хоз ведение предприятия;

— предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущ-во, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в кач-ве вклада в уставный (складочный) капитал хоз общ-в или товариществ или иным способом им распоряжается только с согласия фед (территор-го), (муницип-го) органа по управлению гос-м имуществом;

— предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имущ-вом, не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества; источниками формир-я имущества является: имущество, переданное предприятию по решению фед-х (местных) оив по управлению гос-м (мун-м) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета;

— предприятие самостоят-но реализует производимую ими продукцию и использует чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, обязаны использовать бюджетные средства по целевому назначению;

— предприятие имеют право образовывать за счет чистой прибыли: соц-й фонд для решения вопросов укрепления здоровья работников; жилищный фонд, средства кот-го используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения работников предприятия

50. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров;

б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

Читать еще:  Паспорт муниципального образования это

в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии.

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны, определенные принципы:

1. Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.

2. Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.

4. Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий.

5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений.

7.Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов.

Финансирование деятельности муниципальных предприятий

В целях финансирования все муниципальные предприятия можно разделить на четыре категории:

1. Муниципальные предприятия, которые изначально и неизбежно убыточны. Очевидно, что сюда входят предприятия, оказывающие населению обязательные услуги, которые в соответствии с решениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления должны предоставляться бесплатно.

2. Муниципальные предприятия, имеющие возможность частично работать на принципе хозрасчёта. Сюда относятся предприятия, оказывающие обязательные услуги населению и имеющие возможность получения доходов:

— услуги частично оплачиваются потребителем;

— определённый объём услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объёма услуги предоставляются на платной основе;

— услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.

3. Полностью самофинансируемые предприятия, услуги которых полностью оплачиваются потребителями.

4. Муниципальные предприятия, которые учреждаются в расчёте на их коммерческий успех.

В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства:

— местного бюджета, т.е. средства налогоплательщиков;

— внебюджетных фондов органов местного самоуправления;

— немуниципальных фондов, образовавшихся с участием органов местного самоуправления;

— финансово–кредитных организаций, привлечённые средства;

— муниципальных предприятий (самофинансирование);

— других юридических лиц (привлечённые);

— физических лиц (займы, сборы, платежи).

Каким образом органы местного самоуправления и органы управления муниципальными предприятиями должны строить свою финансовую политику, чтобы субъекты финансирования были заинтересованы в направлении средств в эти предприятия? Укрупненно эти условия могут быть сформулированы следующим образом:

— участие в прибыли;

— получение процентов на кредит;

— получение части продукции;

По отношению к предприятиям первой группы, оказывающим услуги бесплатно, органы местного самоуправления должны исходить из обязанностей их финансирования.

По отношению к предприятиям второй группы, оказывающим обязательные услуги населению, но имеющим возможность получения самостоятельных доходов, из бюджетных средств возможно возмещение расходов на оказание бесплатных услуг, и разницу между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплаченных услуг (обязательное бюджетное финансирование).

Третья группа предприятий должна существовать за счёт собственных средств. В отношении этих предприятий проводится политика на перевод их в категорию прибыльных.

Финансирование предприятий четвёртой группы из бюджетных средств недопустимо. Условием финансирования может быть участие в прибыли, при этом финансовая политика органов местного самоуправления по отношению к этим предприятиям должна быть гибкой: нельзя этим предприятиям предоставлять полную свободу распоряжения полученными доходами, так как их основная задача – пополнение муниципальной казны, но нельзя и полностью забирать заработные средства, так как пропадает стимул к эффективной деятельности. Нельзя также устанавливать высокие цены, даже если рынок это позволяет, так как основная функция местной власти – социальная.

Финансово–кредитные организации будут руководствоваться условием получения процентов на предоставленный кредит. Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы в следующих случаях:

— расчёт на участие в прибыли;

— расчёт на получение части товаров и услуг (долевое строительство жилья);

— заинтересованность в благотворительной деятельности.

Рассмотрим, как применяется алгоритм решения вопроса о финансировании муниципальных предприятий на конкретном примере. Допустим, необходимо финансировать муниципальное строительное предприятие в целях строительства муниципального жилья. Определим, к какой категории объектов финансирования относится данное муниципальное предприятие.

Его нельзя рассматривать как убыточное, так как строительная деятельность может осуществляться на прибыльной основе. С другой стороны, оно не может быть заведомо прибыльным в связи с тем, что муниципальное жильё предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. То есть, данное предприятие относится к категории частично самофинансируемых. Следовательно, финансирование этого предприятия из средств местного бюджета или целевых внебюджетных фондов может осуществляться в той части, в которой не может быть произведено за счёт прибыли предприятия, получаемой от строительства других объектов на коммерческой основе.

Объём финансирования, выделяемого на строительство муниципального жилья, может быть недостаточен, поэтому необходимо определить, из каких ещё источников могут быть привлечены средства, и при каких условиях другие субъекты финансирования могут предоставить эти средства.

Читать еще:  Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия

Остаётся ещё возможность привлечь заёмные средства (средства банков и других кредитных организаций), негосударственных и немуниципальных организаций, физических лиц.

При каких условиях субъекты финансирования могут принять решение о финансировании строительства?

1. Может возникнуть интерес к получению части продукции (жилья);

2. Получение прибыли за счёт продажи жилья.

Предложенный алгоритм имеет следующий вид:

1. Устанавливаются характеристики объекта финансирования;

2. Определяется собственная политика органов местного самоуправления по поводу финансирования объекта из муниципальных средств;

3. Определяется перечень предполагаемых внешних источников финансирования;

4. По отношению к каждому субъекту финансирования, принимающему решение о выделении средств, определяются возможные условия финансирования;

5. Субъектам финансирования направляются предложения;

6. По факту предложений, поступающих от потенциальных субъектов финансирования, принимается окончательное решение об объёме и порядке финансирования.

7.5 Контроль над деятельностью муниципальных предприятий

Каждое предприятие должно обладать большой степенью хозяйственной самостоятельности. Эта предпринимательская свобода необходима для успешного ведения дела и достигается она организационно-правовыми методами, в частности – выбором организационно-правовой формы предприятия, договора. Такая свобода предусматривается ГК РФ.

Но всё же такая самостоятельность не может быть безграничной по следующим причинам:

— социальная значимость для всего населения функций, которые призваны выполнять муниципальные предприятия;

— использование такими предприятиями средств муниципального бюджета;

— монопольное положение большинства муниципальных предприятий.

Эти причины говорят о необходимости установления контроля над деятельностью муниципальных предприятий и расходованием муниципальных средств.

Контроль над деятельностью муниципальных предприятий должен сочетаться с невмешательством муниципальных органов в оперативную деятельность, которая является компетенцией предприятий.

Возникает вопрос о поиске такой формы контроля, которая соответствовала бы всем критериям. Наиболее удачным инструментом контроля может быть создание Наблюдательного Совета в качестве органа, являющегося противовесом директору.

Компетенция Наблюдательного Совета:

— определение стратегии и перспектив развития предприятия;

— определение основных направлений деятельности;

— согласование принципиальных вопросов деятельности;

— заслушивание руководства предприятия;

— утверждение отчётов о его деятельности;

— проверка деятельности и расходования средств.

В сфере муниципальной деятельности жёстко разграничены функции заказчика и исполнителя между муниципальными предприятиями. Одни несут функции заказчика, другие – исполнителя, третьи – передаются по конкурсу частным компаниям.

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности. В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан). Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами.

В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере — социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете — в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно- властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector