Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы финансовой и бюджетной политики государства

Основы финансовой политики государства

Достижение стратегических целей в развитии государства базируется на основе финансовой политики. Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную (долгосрочную) перспективу, бюджета и наиболее эффективного применения этих средств для выполнения государством своих функций.

Субъектами реализации бюджетной политики признаются органы власти, обладающие полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Финансовая политика государства должна ориентироваться не только на внутреннюю экономику страны, но и на требования финансового права.

Приоритетными задачами финансовой политики являются:

  1. формирование приспособленного к реальной действительности законодательства;
  2. снижение налогового бремени с одновременным повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  3. формирование адекватного планирования и прогнозирования развития финансовой системы;
  4. достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  5. эффективная отдача от функционирования таможенной системы;
  6. создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней и т. д.

Финансовая политика состоит из таких структурных звеньев, как бюджетная политика, таможенная политика, кредитно-денежная политика.

В настоящее время на территории РФ действует целая система таможенных сборов и пошлин, а также их льготирование. В Таможенном кодексе РФ предусмотрены специальные таможенные режимы.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центробанком. Основные ее задачи:

  1. стабильность уровня инфляции. Имеется в виду достижение такого уровня, при котором отмечается экономический рост;
  2. применение новейших технологий при платежных операциях;
  3. контроль денежного предложения;
  4. сохранение позиции плавающего курса валюты.

В рамках налоговой политики первоочередной задачей является снижение налогового бремени. В результате этого происходят изменения в налоговом законодательстве.

В сторону улучшения сдвинулись вопросы, касающиеся налогообложения малого и среднего бизнеса. Для таких хозяйствующих субъектов разработаны и внедрены специальные налоговые режимы.

Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан.

Все большую значимость приобретают национальные проекты. Создается основа для решения назревших проблем, таких как повышение качества образования, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, улучшение здоровья населения, создание достойных условий жизни на селе и формирование агропромышленного производства. Некоторые федеральные и региональные программы по решению вышеперечисленных направлений перечислены при рассмотрении межбюджетных трансфертов.

Финансово-бюджетная политика

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, целевой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системы.

Читать еще:  Функции финансовой системы государства

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Банка России, контрольно-счетных органов.

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:

− органы представительной и исполнительной власти;

− финансовые и налоговые органы;

− органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

− главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

− государственные целевые внебюджетные фонды.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Центральный Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств − это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным и целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Читать еще:  Функции муниципальных бюджетов

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

− сводное финансовое планирование и прогнозирование;

− составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

− исполнение бюджета в течение бюджетного года;

Основы денежной и бюджетной политики государства

Монетарная политика означает контроль за денежной массой в экономике. Ее цель — поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.

Инструменты регулирования денежной массы: установление учетной ставки процента, установление нормы обязательных резервов.

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а последние — своим клиентам плату, называемую «процент за кредит». Учетная ставка процента— норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно уменьшается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к усилению инфляции.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к увеличению денежной массы. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете.

Бюджетная политика государстваэто совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ)

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

Источники доходной части:

государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);

эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;

займы у международных организаций.

Структура расходной части бюджета (покрытие: внутренние и внешние займы, эмиссия денег — выпуск новых денег):

социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);

обслуживание государственного долга (внутренний и внешний);

предоставление дотаций предприятиям;

Читать еще:  Страхование муниципальной собственности

развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.

Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.

Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

Тема 8. Бюджетно-финансовая политика: основные направления, механизм реализации

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРаВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Необходимость и сущность бюджетно-финансовой политики.

2. Цели, основные направления, инструменты БФП.

3. Проблемы бюджетно-финансовой политики. Эффекты вытеснения,

инфляции, чистого экспорта.

5. Дискреционная и недискреционная БФП. Встроенные стабилизаторы.

6. Налоговое регулирование в экономической теории предложения. Кривая

1. Необходимость и сущность бюджетно-финансовой политики

Бюджетно-финансовая политика – это совокупность экономических и административно-правовых мер, предпринимаемым правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики с использованием бюджетных и налоговых инструментов.

Обоснование необходимости бюджетно-финансовой политики в экономической теории:

1. макроэкономическая нестабильность рыночной экономики

2. проблема производства общественных благ

3. проблема компенсации внешних эффектов

4. проблема социального неравенства и нищеты

2. Цели, основные направления, инструменты БФП

Цели бюджетно-финансовой политики

1. повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики

2. повышение уровня благосостояния

1. стабилизация национальной экономики

2. финансовая стабилизация

4. снижение уровня инфляции

5. стимулирование инвестиций

6. стимулирование научно-технического прогресса

7. поддержка конкуренции и предпринимательства

8. справедливое распределение и перераспределение национального дохода

Направления бюджетно-финансовой политики

Общие направления БФП:

Направления БФП в зависимости от специальных целей:

1. стабилизационная (стимулирующая, сдерживающая)

5. политика поддержки малого бизнеса

Инструменты бюджетно-финансовой политики

* на стороне расходов госбюджета,

* на стороне доходов госбюджета.

§ расходы центрального правительства

§ расходы местных органов власти

§ дотации местным органам власти

§ выплата процентов по государственному долгу

§ налоги на продажи

§ налоги на собственность

§ взносы по социальному страхованию

§ таможенные сборы и пошлины

3. Проблемы бюджетно-финансовой политики.

Эффекты вытеснения, инфляции, чистого экспорта

Проблемы реализации бюджетно-финансовой политики

1. длительность лагов регулирования,

3. вмешательство «прочих» факторов,

4. эффект вытеснения,

5. эффект инфляции,

6. эффект чистого экспорта,

8. проблема дефицита бюджета и государственного долга.

Лаг распознавания представляет собой промежуток времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием этой проблемы на уровне правительства.

Административный лаг – это промежуток времени между пониманием необходимости бюджетно-финансового регулирования макроэкономической проблемы и принятием реальных мер правительством.

Функциональный лаг представляет собой промежуток времени между принятием решения и мер по урегулированию макроэкономической проблемы и воздействием этих мер на ВВП, занятость, уровень цен и др.

(стимулирующая БФП)

G

L r I AD GDP

T

Эффект вытеснения – это одна из проблем стимулирующей БФП, заключается в том, что при поведении стимулирующей БФП происходит снижение темпов роста частных инвестиций и ВВП.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector