Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.

Классификация государственных и муниципальных расходов.

В зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

Соответственно уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы, и расходы местного значения, или муниципальные.

В зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

· централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

· оборотных средств (текущих расходов);

· основных фондов (капитальных вложений);

В зависимости от их функционального признака выделяются расходы на:

· отрасли хозяйства — промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.;

· социально-культурную сферу и науку;

· охрану окружающей природной среды;

· правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

· государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

· создание запасов и резервов:

Расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, расходы субъектов Федерации и местные (муниципальные), или более обобщенно — на государственные и местные (муниципальные). Государственные (муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы — тесно взаимно связанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия — бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах и т.д.

Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

· государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе;

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей народного хозяйства — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.

В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций. В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений довольно существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных доходов. Это в значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием. Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует отметить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора. Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки получило распространение предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств бюджетов как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов:

· соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

· целевое направление средств;

· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;

· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

· безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

· контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости от разных факторов, вместе с тем можно выделить три основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

1. Финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения.

2. Финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом.

3. Финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

53. Сметно-бюджетное финансирование, его принципы. Структуры сметы

Сметно-бюджетное финансирование — обеспечение государственными денежными средствами на основе индивидуального финансово-планового акта, устанавливающего целевое направление, объем и поквартальное распределение средств (сметы). Так финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в этой сфере, являются бюджетными учреждениями.

Смета — финансовый план организаций и учреждений, получающих денежные средства из соответствующего бюджета для производства расходов, обеспечивающих их функционирование. Смета действует в течение финансового года — с 1 января до 31 декабря.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Утверждаются сметы и на централизованно проводимые мероприятия.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его

назначения, характера и масштаба деятельности1.

Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные, которые включаются в соответствующий бюджет.

Смета состоит из статей. Статьи сметы имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт).

Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Это правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины и из природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований на:

обязательные (штаты и ставки заработной платы; расходы на ко­мандировки, питание, медикаменты) и необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений; затраты на освещение, отопление). Обязательные нормы при их применении не подлежат изменению; необязательные, наоборот, изменяются и применяются (в пределах общей нормы) в соответствии с конкретными условиями субъекта финансирования;

материальные и денежные: материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов. Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.

Сметно-бюджетное финансирование осуществляется на основе общих принципов бюджетного финансирования: плановость,

безоплатность и необратимость,

целевое направление средств,

эффективность их использования,

финансирование в меру выполнения плана,

оптимальное сочетание собственных, бюджетных и кредитных источников,

осуществление контроля над использованием средств.

Читать еще:  Финансовые отношения предприятия с государством

Дополнительными принципами сметно-бюджетного финансирования являются:

получение максимума эффективности при минимуме расходов;

Правовое регулирование государственных расходов

Государственные расходы – это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого расходы производят органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права их отзыва и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Второй участник правоотношений при бюджетном финансировании – кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования. Кредитное учреждение принимает участие в кассовом исполнении бюджета и контроле за соблюдением финансовой дисциплины.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов – руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

Финансовые отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных расходов, применяет к органу, получающему бюджетные ассигнования, метод властного воздействия. Государство в одностороннем порядке устанавливает виды расходов, финансируемые из бюджета. Однако финансовый орган, как и все участники этого вида финансовых правоотношений, лишен права оперативной самостоятельности: он не решает вопросы о целесообразности, размерах и сроках расходования бюджетных средств. Все предрешено заранее органами государственной власти и управления. Субъект отношений, нарушивший предписания государства, неизбежно несет ответственность. Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности. Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т. д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Расходы государственного бюджета – это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т. д.); максимальной эффективности использования, т. е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии – системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом – с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность сметно-бюд­жетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конст­рукторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важное направление использования государственных средств – расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, министерства и ведомства РФ, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.

Смета – это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций, а также план финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.

По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся на сметы централизованных мероприятий, индивидуальные и сводные.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий (например, проведение конференций, августовских чтений учителей и т. д.).

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

Индивидуальная смета – это смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

  1. общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;
  2. оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т. д.);
  3. расчеты по отдельным статьям сметы.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.

В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут изменяться. Поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.

Нормы расходов – это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы – стоимостное выражение натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).

По юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управления и не подлежащие изменению – ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т. д.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу).

Проект сметы составляется во время разработки проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. При определении расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями Правительства, решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и т. д. Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и отделами местных органов самоуправления, с тем чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.

В двухнедельный срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетных кредитов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия.

Читать еще:  Финансовые инструменты государственного регулирования экономики

Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюджетов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены.

Распределение бюджетных ассигнований в смете по кварталам производится в соответствии с поквартальной разбивкой соответствующего бюджета. К смете прилагается пояснительная записка, в которой содержатся подробные обоснования и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом.

В течение двух месяцев после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов бюджетных учреждений.

8 Правовое регулирование государственных расходов

Тема: «Правовое регулирование государственных расходов»

1. Понятие и классификация расходов;

2. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, виды смет;

3. Небюджетные средства бюджетных учреждений;

4. Предоставление бюджетных средств на возмездной и возвратной основе

Понятие и классификация расходов

Расходы (материальный аспект) – конкретные суммы затрат государства, произведенные в целях выполнения ими своих задач и функций.

Расходы (юридический аспект) – составная часть финансовой системы государства.

1. Всегда публичная категория – идут на покрытие основных направлений деятельности государства и муниципальных образований;

2. Не подлежат, как правило, возврату, не создают и не погашают финансовых требований;

3. Осуществляются непрерывно;

4. Призваны на строгой основе обеспечивать бесперебойное финансирование задач и функций государства и муниципальных образований.

Государственные расходы – урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения денежными средствами, финансовыми ресурсами, выполнения задач и функций, стоящих перед государством в каждый данный период времени.

Расходы осуществляются в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством.

Источники расходов (две группы):

1. Централизованные фонды;

2. Децентрализованные фонды

1. По масштабам финансирования:

А) Централизованные расходы – расходы, которые идут на удовлетворение общих потребностей государства (за счет бюджета либо за счет средств бюджета небюджетных фондов)

Б) Децентрализованные расходы – расходы, которые используются в пределах определенной территории либо в пределах определенного производства.

2. По функциональному назначению:

А) Государственные расходы общего назначения (расходы на национальную оборону; расходы на внешнеэкономическую деятельность)

Б) Общественные и социальные расходы (выплаты пенсий; предоставление субсидий)

В) Государственные расходы, связанные с экономической деятельностью (финансирование ведомственных и целевых программ; финансирование национальных приоритетных проектов)

Г) Прочие расходы — трансферты общего характера (адресные выплаты населению)

3. В зависимости от территориального признака:

А) Федеральный уровень;

Б) Уровень субъектов;

В) Уровень муниципальных образований.

4. В зависимости от характера участия в общественном производстве:

А) Расходы на финансирование оборотных средств (текущими расходы)

Б) Расходы на финансирование основных фондов.

В) Расходы, которые идут на создание резервных фондов

5. В зависимости от юридического основания:

А) Плановые – на основании финансовых актов

Б) Чрезвычайные (непредвиденные) – расходы, которые нельзя спланировать и/или предвидеть.

6. По содержанию:

А) Действительные расходы (расходы, связанные с государственными затратами по удовлетворению общественных потребностей);

Б) Расходы по взиманию (затраты, которые связаны с взиманием налогов и иных обязательных платежей и эксплуатации государственных предприятий)

7. В зависимости от того, из какого фонда производятся расходы:
А) Финансирование за счет бюджета (бюджетное финансирование)

Б) Финансирование за счет государственных небюджетных фондов

В) Расходы за счет кредитования

Г) Страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию

Д) Выплаты по государственному долгу

Е) Адресные выплаты

Сметно-бюджетное финансирование

— порядок выделения средств из бюджетов и небюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе бюджетных смет для осуществления основной их деятельности.

1. Принцип плановости – расходы должны планироваться на основе государственных и муниципальных планов, программ, в которых отражены потребности в средствах и источниках их удовлетворения.

2. Соответствии планируемых расходов объему – расходы должны соответствовать предполагаемым государственным доходам, а также должны учитываться заёмные средства и другие формы, которые могут повлиять на объем финансовых ресурсов

3. Целевое направление средств – необходимо указывать объемы финансирования конкретных мероприятий и объектов, на которых они впоследствии используются.

4. Недопустимость негативного влияния – в случае реализации финансируемых расходов на охраняемые законом права и интересы граждан, а также публично-правовых образований.

5. Соответствие финансируемых расходов требованиям норм, установленных законом.

6. Принцип безвозвратности и безвозмездности выделения денежных средств

7. Принцип прозрачности

8. Принцип контроля за использованием государственных и муниципальных расходов

9. Получение учреждениями средств из бюджета на основе подведомственности (принцип подведомственности)

10. Соблюдение экономических нормативов

11. Предоставление новых ассигнований по мере фактического выполнения финансового плана

12. Получение максимального эффекта при минимальных затратах.

Смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Смета на централизованные мероприятия составляется министерствами либо ведомствами. Смета связана с проведением конференций, симпозиумов, чтений и др.

Индивидуальная смета – смета, которая отражает особенности отдельного учреждения. Для однотипных учреждений могут устанавливаться типовые формы смет.

Сводная смета – смета, которая объединяет ряд индивидуальных смет подведомственных соответствующему субъекту.

Методы планирования бюджетного планирования:

1. Программно-целевой – системное планирование, выделение бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемое для экономических и социальных задач

2. Нормативный – в основе этого метода лежит использование соответствующих норм законодательства.

Нормативы расходов – установленное компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (нормы расходов продуктов на 1 человека в больнице; нормы расхода одежды на 1 ребенка в детском доме на 1 год). Виды:

1. Обязательные нормативы не подлежат изменению (расходы на командировки, нормы расходов на питание и др.)

2. Необязательны нормы расходов – определяются индивидуально для каждого бюджетного учреждения исходя из его специфики самим этим бюджетным учреждением, но по согласованию с самим финансовым органом (расходы на коммунальные платежи)

Небюджетные средства бюджетных учреждений

1. Заработанные доходы бюджетной организации – специальные средства, полученные не от основной его (бюджетного учреждения) деятельности, но связанные с нею. Такого рода доходы могут иметь место лишь в том случае, когда возможность осуществления деятельности, приносящей доход, предусмотрена уставом либо иным учредительным документом организации (эксплуатация транспорта, производственная деятельность в учебно-вспомогательных подсобных предприятий и хозяйствах)

2. Незаработанные доходы – средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К незаработанным доходам относятся: добровольные пожертвования от российских и иностранных организаций и физических лиц; доходы, полученные в результате передачи материально-технических средств при ликвидации или организации; депозиты; своевременно не полученная заработанная плата; суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений и др.

Предоставление бюджетных средств на возмездной и возвратной основе

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетам другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

5.1. Государственные и муниципальные расходы и их правовые основы

В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, которые регулируются финансовым правом, а также другими отраслями права — гражданским, административным и т.д. В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения и их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные, немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальное решение о выделении им государственных или муниципальных средств.

Читать еще:  Управление государственными финансами в россии

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих вышеназванные финансовые отношения, представляет собой раздел особенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, которые отражают всю специфику различных правовых режимов государственных и муниципальных расходов.

В целом, государственные и муниципальные расходы представляют собой деятельность государства и муниципальных образований по использованию денежных средств бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных (муниципальных) предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, установленные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.

Государственные и муниципальные расходы представляют собой в совокупности определенную систему и классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их можно подразделить на муниципальные и государственные.

В зависимости от уровня организации власти в России они могут быть: федеральные, расходы субъектов РФ (которые вместе с федеральными составляют государственные расходы), расходы местного значения (муниципальные).

В зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на: а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов; б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создание резервов.

По функциональному признаку расходы тоже могут быть классифицированы определенным способом. Такай классификация предусмотрена и регламентирована Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996г.

отрасли хозяйства — промышленность, строительство, сельское хозяйство;

социально-культурную сферу и науку;

охрану окружающей природной среды;

государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти; • создание запасов и резервов и тд.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Часто термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, включая в себя банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем, независимо от источников (см., например, ст.24 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998г.). Но в данном случае необходимо учитывать условность такого выражения, т.к. речь идет о средствах, выдаваемых банком в этом случае на основе кредитного договора. Причем эти средства находятся в распоряжении банка в качестве его кредитных ресурсов. Что касается финансирования, то банк не вправе распоряжаться средствами, направленными на банковские счета организаций в таком порядке.

В порядке финансирования государственных расходов в связи с преобразованием экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов, появились новые организационно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

государственных и муниципальных бюджетов, причем только на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (см., например, ст. 108 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и ст. 130 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» об использовании средств Бюджета развития);

государственных внебюджетных фондов;

отраслей народного хозяйства — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.

В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Так, например, помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете, Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций) на сумму до 15 млрд. руб.

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений довольно существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных фондов. Кроме того, переход на новые методы хозяйствования повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли народного хозяйства и многие предприятия перешли на самофинансирование. Среди новых организационно-правовых форм финансирования предприятий государственных и муниципальных расходов необходимо обратить внимание на такие, как финансирование объектов на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см., например, утвержденную постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998г. № 650 Федеральную целевую программу «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 г. и на период до 2005 г.»).

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов в качестве меры их государственной поддержки довольно широко распространено получение гарантий и поручительств коммерческими банками за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразовываться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Законодательством предусмотрены общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов, на которые нам также необходимо обратить внимание. Это такие принципы как:

1. плановость, в соответствии с которым расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и источниках их удовлетворения;

финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм;

соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных расходов;

целевое направление средств, что означает необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;

безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой сфере.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств. Кроме того, можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

А) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

Б) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного имуществом, в соответствии с этим такие предприятия имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

В качестве вывода, хотелось бы сказать, что тема финансирования государственных и муниципальных предприятий сегодня довольно актуальна, в связи с чем остро возникает необходимость в совершенствовании законодательства в этой сфере, поскольку до настоящего времени по этим вопросам существуют лишь разрозненные правовые акты или отдельные нормы, которые не охватывают своим регулированием всех проблем финансирования государственных и муниципальных предприятий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector