Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы государственного регулирования финансов предприятий

Государственное регулирование финансов предприятия;

В современных условиях от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий. Государство оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное об ращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются: экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются: налоги; способы перераспределение доходов и ресурсов; ценообразование; государственная предпринимательская деятельность; кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные методы (прямые)должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся: ограничения; запреты; лимиты; квотирование; и др.

Их целесообразно использовать в следующих областях: охране окружающей среды; сертификации, стандартизации, метрологии; социальной политике; внешнеэкономической деятельности; деятельности естественных государственных монополий.

Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно- технического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления – снижается.

Проблемы государственных финансов

Проблема совершенствования бюджетного федерализма

Ключевой проблемой государственных финансов РФ является совершенствование бюджетного федерализма. Его суть заключается в соблюдении трех принципов: единство бюджетной системы; сбалансированность бюджета; самостоятельность бюджетов разного уровня.

Бюджетный федерализм – это система финансирования государством услуг значимых для общества в стране, чья бюджетная система базируется на рассредоточении бюджетно-налоговых прав и обязанностей между участниками.

Кроме этого под бюджетным федерализмом понимают взаимосвязь политико-правовых, экономических и финансовых отношений, которые ориентированы на поиск равновесия интересов страны, ее субъектов и органов местного самоуправления для достижения устойчивого территориального развития и обеспечения доступности общественных благ населению.

Читать еще:  Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия

В области бюджетного федерализма существует ряд крупных правовых проблем, в частности конституционально-правовые проблемы. Ключевое место в механизме бюджетного федерализма должны занимать вопросы стимулирования регионов к достижению финансовой самодостаточности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кроме этого не существуют и базовые законы в сфере федерализма. Это недочет закрывают внутригосударственные договора и соглашения, которые конкретизируют общие принципы и направления федеральной, региональной и национальной политики.

Модель бюджетного федерализма может быть эффективной, если соблюдать три главных условия:

  1. дифференциация обязанностей между всеми уровнями власти по расходам;
  2. обеспечение фискальными ресурсами всех уровней власти для исполнения своих полномочий;
  3. выравнивание вертикальных и горизонтальных дисбалансов посредством бюджетных переводов для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг.

Проблема модернизации налоговой системы

Важное значение в функционировании государства имеет развитие системы налогообложения, которая бы соответствовала бы современным требованиям развития экономики страны.

Основными проблемами государственной налоговой системы являются:

  • сложность налоговой системы для налогоплательщиков (снижение эффективности управления налоговыми органами, рост затрат на процессы администрирования и повышение масштабов уклонений от налогов);
  • установление высоких налоговых ставок (предприятия не в состоянии платить налоги и меняют структуру бухгалтерского баланса по налоговым соображениям);
  • рост финансирования инвестиций за счет заемных средств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Главным недостатком действующей налоговой системы в РФ является ее фискальная направленность. В России система налогообложения практически не выполняет стимулирующую, распределительную и социальные функции. Это связано с тем, что налоговая система не способствует развитию производства и росту уровня жизни населения страны.

Соответственно, выделяют следующие основные направления совершенствования налоговой системы:

  1. обеспечение устойчивости налоговой системы;
  2. максимальное облегчение системы налогообложения;
  3. ослабление налогового бремени посредством установления адекватного уровня налоговых ставок;
  4. оптимальная комбинация прямых и косвенных налогов;
  5. повышение роли имущественных налогов с устойчивой налогооблагаемой базой;
  6. модернизация системы налогообложения доходов физических лиц, гибкая шкала с учетом инфляции;
  7. своевременное предоставление информации налогоплательщикам об изменениях в налоговом законодательстве, оказание различных консультационных услуг.

Сбалансированность бюджетов всех уровней

Сбалансированность бюджета – это паритетное соотношение между доходами и расходами госбюджета. Это такое положение, при котором все расходы покрываются доходами. Если образуется еще и остаток, т.е. профицит бюджета, то можно говорить об идеальном исполнении бюджета.

Сбалансированность бюджета является одним из основополагающим принципом создания и исполнения государственного бюджета, который состоит в количественном равновесии бюджетных расходов и доходов. Даже при наличии дефицита бюджета (превышение расходов над доходами) данный принцип позволяет достичь равенства между суммой поступлений и затрат.

Лучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов не превышает величины доходов. При невозможности избежать дефицита, для сбалансированности бюджета применяют различные формы заимствований. Этот процесс требует снижения размеров дефицита бюджета на всех этапах бюджетного процесса.

На практике широко используются следующие методы сбалансированности бюджета:

  1. ограничение расходов бюджета с учетом экономических возможностей общества и объема доходов;
  2. планирование направлений расходов бюджета, оказывающих положительное влияние на рост доходов и решение социально-экономических задач;
  3. модернизация механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, уменьшение масштабов государственного сектора экономики на основе адекватной приватизации государственной собственности;
  4. выявление и привлечение резервов роста бюджетных доходов;
  5. создание эффективной системы регулирования госбюджета и оказания финансовой поддержки в сфере межбюджетных отношений;
  6. жесткая экономия расходов путем выделения из их состава лишних затрат;
  7. применение эффективных форм бюджетных заимствований.
Читать еще:  Положение о паспорте муниципального образования

Повышение эффективности использования государственной собственности

Объектами государственной собственности в РФ является: движимое имущество (ценные бумаги, финансовые средства, долги иностранных государств, информация и интеллектуальная собственность) и недвижимое имущество (здания и сооружения, земельные участки, воздушные и морские суда).

Также все объекты государственного имущества делят на две группы: некоммерческие объекты (компании, находящиеся в собственности государства, муниципальные предприятия) и коммерческие объекты (организации, функционирующие на конкурентном рынке).

Выделяют ряд критериев оценки эффективности управления государственной собственностью, главные из которых: капитализация; величина выплаченных налогов; размер выплаченной заработной платы; объем осуществленных инвестиций.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Правовое регулирование финансов предприятий

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Осуществляемое в соответствии с государственной Финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а, в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:

1. Обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом.

2. Упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств.

3. Обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования.

4. Обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности.

Читать еще:  Виды финансовой политики государства

5. Обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов.

6. Регламентация отдельных направлений финансовой деятельности и форм использования финансовых ресурсов предприятий в соответствии с осуществляемой государственной экономической и социальной политикой.

7. Гарантированность защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц.

8. Стимулирование предприятий к выбору наиболее эффективных направлений и форм финансовой деятельности, а также прогрессивных видов финансовых инструментов, способствующих ускорению реализации рыночных реформ и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач экономического роста страны.

Исходя из сформулированных целей Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется на основе следующих принципов:

1) Формирование системы основных направлений регулирования финансовой деятельности предприятий, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики и эффективное решение задач по реформированию экономики.

2) Обеспечение перспективности нормативно-правовых актов, направленных на регулирование финансовой деятельности предприятий, с позиций соответствующей регламентации ими порядка использования наиболее эффективных форм и методов осуществления этой деятельности, наиболее перспективных и прогрессивных видов финансовых инструментов и т. п.

3) Обеспечение достаточной самостоятельности предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения финансовой деятельности в условиях ее государственного регулирования.

4) Соблюдение необходимой пропорциональности в обеспечении финансовых интересов государства, предприятий и отдельных граждан при осуществлении регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

5) Обеспечение взаимосвязи государственного регулирования основных направлений и форм финансовой деятельности предприятий с формами и методами регулирования отдельных сегментов финансового рынка и осуществляемых на них операций.

6) Учет накопленного мирового опыта формирования правовых основ регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования; интеграция отечественных правовых норм в международную систему финансовых правоотношений.

7) С учетом рассмотренных целей и принципов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий строится процесс этого регулирования различными государственными органами, обеспечивается должная координация и взаимосвязь отдельных нормативно-правовых актов в этой сфере, принимаемых на различных уровнях государственного управления.

Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий включает:

1. Создание необходимой нормативной базы, регулирующей основные формы и виды финансовой деятельности предприятий на современном этапе развития рыночных отношений и адекватной уровню развития экономики страны.

2. Формирование нормативных требований к унификации параметров в отдельных используемых предприятиями финансовых инструментов и регламентация правил ведения операций с ними.

3. Формирование определенной системы требований к созданию и деятельности финансовых институтов, обслуживающих финансовую деятельность предприятий, и лицензированию различных видов этих институтов.

4. Формирование действенной системы экономических стимулов к использованию в практике финансовой деятельности предприятий наиболее эффективных с позиций общеэкономического развития страны направлений и форм этой деятельности, прогрессивных видов финансовых инструментов.

5. Создание действенной системы финансовых и иных санкций за нарушение предприятиями установленных правовых норм осуществления финансовой деятельности.

6. Регламентирование систем и форм контроля за соблюдением предприятиями установленных государственными органами правовых норм осуществления финансовой деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector