Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система государственных финансовых органов

Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе РФ

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а также финансовых институтов (организаций, учреждений), непосредственно учас- твующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению1.

Государство осуществляет руководство финансами, ре- гулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РФ (ст. 94, 95) высшим представи- тельным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государст- венной Думы и Совета Федерации. В республиках представи- тельные (законодательные) органы образуются в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассмат- ривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конститу- цией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правитель- ство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ, раз- рабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государ- ственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

1 См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред.

А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. С. 1021.

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой фи- нансовой, кредитной и денежной политики, занимается други- ми финансовыми вопросами государства. Правительства РФ и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной об- ласти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспе- чивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образо- ваний.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банк России);

2) государственные органы специальной компетенции (Фе- деральное казначейство, органы финансового контроля, страхо- вой надзор, коммерческие банки).

Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов гла- венствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительств или админист- раций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ. Оно является фе- деральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование

на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Прези- дента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области ау- диторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, вклю- чая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Феде- ральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятель- ность непосредственно и через территориальные органы феде- рального казначейства.

Основные задачи и функции Министерства финансов РФ изложены в гл. 5 “Управление финансами”.

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства в ведении Минфина России, как от- мечалось, образован ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба и др.

Федеральное казначейство было образовано в 1993 г. и состояло (до 2004 г.) из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейст- ва находились в подчинении у своего вышестоящего органа, а

Главное управление казначейства — в подчинении у министра финансов РФ.

В 2000 г. штатная численность работников Казначейства в России составляла свыше 25 тыс. человек, в том числе в Главном управлении Федерального казначейства — 150 человек.

В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное казначейство (с придани- ем ему статуса федеральной службы), находящееся в ведении Минфина России. Федеральному казначейству переданы пра- воприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Главными полномочиями Казначейства являются:

· организация исполнения и контроль за исполнением фе- дерального бюджета по доходам и расходам;

· управление доходами и расходами бюджета на открывае-

мых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

· регулирование финансовых отношений между федераль-

ным бюджетом и государственными федеральными внебюджет- ными фондами;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ-

ственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчет- ности о финансовых операциях, о выполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

· краткосрочное прогнозирование объемов государственных

· разработка методологических и инструктивных материа- лов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обя- зательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений;

· выполнение иных функций, вытекающих из задач феде-

ральной системы Казначейства.

Территориальные органы этой службы осуществляют на соответствующей территории аналогичные функции в пределах их компетенции.

Государственным органом, занимающимся сбором нало- гов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществ- ление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В налоговой службе страны занято свыше 100 тыс. человек.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”. Она не зависит от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Читать еще:  Государственные и муниципальные фонды

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие финансовой системы Российской Федерации.

2. Перечислите основные сферы финансовой системы.

3. Охарактеризуйте структуру государственных финансов и их роль в финансовой системе.

4. Назовите основные звенья в структуре финансов пред- приятия.

5. Опишите основные признаки юридических лиц.

6. Какие юридические лица являются коммерческими орга- низациями и как формируется их первоначальный капитал?

7. Как образуется первоначальный капитал акционерного общества?

8. Сформулируйте понятия государственного и муници- пального предприятия. Как складываются их финансовые от- ношения?

9. Какие организации признаются некоммерческими орга- низациями и как формируется их оборотный капитал?

10.Назовите основные признаки потребительского общества как некоммерческой организации.

11. Каковы основные задачи потребительской кооперации на современном этапе?

12.Объясните роль профессиональных союзов в финансовой системе.

13. Назовите основные источники образования уставного фонда предприятий.

14. Опишите структуру банковской системы до проведения рыночных реформ в России.

15. Охарактеризуйте банковскую систему, созданную в России в результате рыночных реформ 90-х гг. ХХ в.

16. Покажите роль Сбербанка РФ в финансовой системе страны.

17. Какие операции выполняют коммерческие банки в ус- ловиях рыночной экономики?

18. Какие цели преследует реструктуризация банковской системы в России?

19. Объясните роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны.

20. Каковы задачи Министерства финансов РФ на совре- менном этапе развития финансовой системы?

21. Объясните роль и функции Министерства финансов РФ.

22. Охарактеризуйте задачи и роль Федерального казна- чейства в финансовой системе страны.

23. Объясните роль Федеральной налоговой службы в фи- нансовой системе страны.

24. Перечислите подразделения и основные звенья финан- совой системы. Какие функции они выполняют?

25. Как сложилась структура кредитно-банковской системы в Российской Федерации?

26. Какие государственные органы отнесены к финансовой системе и какие задачи они решают?

27. Назовите, какую роль выполняет Министерство финан- сов РФ в финансовой системе Российской Федерации?

28.Какова роль представительных органов РФ в финансовой системе страны?

Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы: во-первых, органы общей компетенции — высшие пред­ставительные и исполнительные органы государственной вла­сти; во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе­тенцией; в-третьих муниципальные органы.

Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо­вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ). Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного само­управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. I ст. П4 Консти­туции РФ).

Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кан­дидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Прези­дента РФ.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива­ют в пределах своей компетенции руководство финансами соответ­ствующих национально-территориальных и административно-тер­риториальных образований.

Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые в зависимости от сте­пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятель­ность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Они распределя­ют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финан­сов определяются специальными нормативными актами;

2) государственные органы специальной компетенции, для кото­рых финансовая деятельность является основной. Эти органы соз­даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов[1].

Министерство фи­нансов РФ возглавляет систему финансовых органов[2]. Министерство финан­сов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кре­дитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулированиев финансовой сфере (вклю­чая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятель­ности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производ­ства, переработки драгоценных металлов и драгоценных кам­ней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транс­портных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про­екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель­ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финан­сов РФ координируетв указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуетс государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объедине­ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес­кие указания и другие документы.

Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управле­ния). Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов — организация на соответствующей террито­рии финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением фи­нансового контроля.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эф­фективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един­ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом[3].

Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы, включающуютерриториальные орга­ны по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек­ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. налоговые органы на­ходились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Ми­нистерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов — обеспе­чение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза­тельных платежей, установленных законодательством Россий­ской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Читать еще:  Основы финансовой и бюджетной политики государства

Таможенные органы,подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности госу­дарства осуществляют деятель­ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распре­деление денежных средств между подведомственными органи­зациями, контроль за их использованием и др.). На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. вме­сто упраздненного Государственного таможенного комитета РФ создана Федеральная таможенная служба в системе Министер­ства экономического развития и торговли РФ. В систему тамо­женных органов входят также региональные таможенные управ­ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи­зованном подчинении.

Федеральная служба по финансовому мониторингу действует в структуре Министерства финансов РФ на основа­нии Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. В эту службу преобразован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с необходимостью усиления государственного фи­нансового контроля и предотвращения правонарушений в сфе­ре финансов и денежного обращения, в особенности легализа­ции доходов, полученных преступным путем.

Тем же Указом Президента РФ создана Федеральная служба страхового надзора в структуре Министерства финансов РФвместо Департамента страхового надзора. Главное направление деятельности этой службы – организация деятельности страховых компаний и государственный надзор в сфере страхования, которые регулиру­ются Законом РФ «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации»[4].

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной соб­ственностью[5]. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной осо­бенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирова­ния,наделенного властными полномочиями в области органи­зации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление бан­ковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебой­ного функционирования платежной системы и др. В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуще­ствляет эмиссию наличных денег и организует наличное денеж­ное обращение; устанавливает правила осуществления денеж­ных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятель­ностью кредитных организаций, валютное регулирование и ва­лютный контроль и др. Свои функции и полномочия Банк Рос­сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для орга­нов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К органам государственных внебюджетных фондов отно­сятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра­хования РФ, Федерального и территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования[6]. На названные фонды воз­ложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.

2.5. Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и проч. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации, согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в

1 В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82ФЗ в РФ будет создан банк развития в виде государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на базе Внешэкономбанка (ВЭБ), при участии РосБР и Росэксимбанка (Российского экспортноимпортного банка). Цель ВЭБ — обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности.

Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и СанктПетербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

Все акты исполнительных органов власти могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В системе государственных органов власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы, которые можно разделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов, Банк России);

2) государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор).

В системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительства или администраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Учитывая, что основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ, остановимся на его компетенции более подробно.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения его и отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей; регулировании деятельности субъектов и участников страхового рынка; контроля и надзора в финансовобюджетной сфере; эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг; управления государственным долгом и другими вопросами, относящимися к компетенции Минфина РФ;

Читать еще:  Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

разрабатывает и утверждает порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ; форм налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг; порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансовобюджетной сфере и др.;

3) осуществляет составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение исполнения федерального бюджета; ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; функции эмитента государственных ценных бумаг РФ; координацию бюджетной и денежнокредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата и др.

Федеральная централизованная система органов Казначейства состоит из Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и СанктПетербургу, городам, районам.

Главными задачами органов Казначейства являются:

¦ организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;

¦ управление доходами и расходами бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

¦ регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;

краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

¦ разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба1 и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона № 4ФЗ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»2. Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ.

Сформулируйте понятие финансовой системы Российской Федерации.

Перечислите основные сферы и звенья финансовой системы.

Охарактеризуйте структуру государственных финансов и их роль в финансовой системе.

Назовите основные звенья в структуре финансов предприятий.

Опишите основные признаки юридических лиц.

Какие юридические лица являются коммерческими организациями и как формируется их первоначальный капитал?

Как образуется первоначальный капитал акционерного общества?

Какие организации признаются некоммерческими организациями и как формируется их оборотный капитал?

9. Назовите основные источники образования уставного фонда предприятий.

Опишите структуру банковской системы до проведения рыночных реформ в России.

Охарактеризуйте банковскую систему, созданную в России в результате рыночных реформ 1990х гг.

Какие цели преследует реструктуризация банковской системы в России?

Объясните роль Центрального банка Российской Федерации в финансовой системе страны.

Объясните роль, задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации.

Охарактеризуйте задачи и роль Федерального казначейства в финансовой системе страны.

Объясните роль Федеральной налоговой службы в финансовой системе страны.

Какие государственные органы отнесены к финансовой системе и какие задачи они решают?

Какова роль представительных органов РФ в финансовой системе страны?

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуют в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией данной республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и пр. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ, в субъектах Федерации в составе правительства или aдминистраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Учитывая, что основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ, Остановимся на его компетенции более подробно.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации как звена финансовой системы являются:

  • совершенствование бюджетной системы Российской федерации, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • управление государственным внутренним и внешним долгом;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
  • разработка методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

Во исполнение своих задач Министерства финансов Российской Федерации:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector