Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание государственных и муниципальных финансов

Состав государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы – это экономические отношения денежного характера. Они возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных средств..

На состав государственных и муниципальных финансов влияют следующие факторы:

— форма государственной власти;

-особенности административно-территориального устройства;

-особый статус некоторых территориальных образований.

Содержание государственных финансов

Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти формируется посредством мобилизации государственных доходов. Это денежные средства, которые в соответствии с законодательством зачисляются в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

В составе государственных финансов РФ выделяют

1) Государственные финансы на федеральном уровне:

— государственные внебюджетные фонды;

2) Государственные финансы на региональном уровне:

— государственные территориальные внебюджетные фонды;

— государственный кредит.
Содержание муниципальных финансов

В соответствии с законом в государственную систему органов власти не входят органы местного самоуправления. Поэтому муниципальные образования вправе самостоятельно устанавливать структуру органов управления местными финансами.

Финансовые ресурсы муниципальных образований формируются посредством мобилизации муниципальных доходов. Это денежные средства, которые зачисляются в бюджеты муниципальных образований согласно общему законодательству и решениям органов местного самоуправления.

Муниципальные финансы включают

— финансовые ресурсы городских округов;

— финансы муниципальных районов;

— ресурсы внутригородских территорий.

Состав городских и муниципальных финансов закреплен на законодательном уровне.

Какие выделяются звенья финансовой системы в зависимости типа ведения хозяйства?

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:

-государственных и муниципальных финансов;

-финансов хозяйствующих субъектов;

В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья.

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.

Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:

-хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

-гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок

Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующего субъекта. Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежными потоками в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующего субъекта по своей роли в финансовой системе государства выступают как ее ведущее звено.

Раскройте понятие «бюджетная система».

Бюджетная система- это главное звено финансовой системы гос-ва, яв-ся составной частью бюджетного устройства.

Бюджетная система РФ- это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ.

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны.

Все гос-ва подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно- территориальными образованиями на : унитарное, федеративное и конфедеративные.

Унитарное гос-во— форма гос-ого устройства, при котором административно- территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Федеративное гос-во- это система гос-ого устройства, при которой государственные образования или административно- территориальные образования, входящие в гос-во, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность.

Конфедеративные гос-во-постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей,

Состав государственных и муниципальных финансов

Состав государственных и муниципальных финансов определяет финансовую систему страны. Особое их положение обусловлено главной целью – обеспечить денежными средствами государственную власть и местное самоуправление для реализации возложенных на них функций.

Состав государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы – это экономические отношения денежного характера. Они возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных средств.

Читать еще:  Классификация государственного финансового контроля

Какие функции выполняют органы государственной власти и местного самоуправления с помощью финансов?

Регулирование экономики.
Обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
Удовлетворение социальных потребностей.
Содержание аппарата управления.

На состав государственных и муниципальных финансов влияют следующие факторы:

— форма государственной власти;

— особенности административно-территориального устройства;

— особый статус некоторых территориальных образований.

Содержание государственных финансов

Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти формируется посредством мобилизации государственных доходов. Это денежные средства, которые в соответствии с законодательством зачисляются в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

В составе государственных финансов РФ выделяют

1) Государственные финансы на федеральном уровне:

— государственные внебюджетные фонды;

2) Государственные финансы на региональном уровне:

— государственные территориальные внебюджетные фонды;

— государственный кредит.

Содержание муниципальных финансов

В соответствии с законом в государственную систему органов власти не входят органы местного самоуправления. Поэтому муниципальные образования вправе самостоятельно устанавливать структуру органов управления местными финансами.

Финансовые ресурсы муниципальных образований формируются посредством мобилизации муниципальных доходов. Это денежные средства, которые зачисляются в бюджеты муниципальных образований согласно общему законодательству и решениям органов местного самоуправления.

Муниципальные финансы включают

— финансовые ресурсы городских округов;

— финансы муниципальных районов;

— ресурсы внутригородских территорий.

Состав городских и муниципальных финансов закреплен на законодательном уровне. Основной поток денежных средств обеспечивается налоговыми и неналоговыми платежами, безвозмездными перечислениями. Другие источники – валовой внутренний продукт, результаты внешнеэкономической деятельности, валовой региональный продукт.

Тема 2 Организация государственных и муниципальных финансов

Раздел I Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов

Тема 1 Содержание и значение государственных и муниципальных финансов

Вопросы выносимые на обсуждение:

1. Финансы как экономическая категория. Финансовые ресурсы.

2. Функции финансов.

3. Финансовая политика государства и финансовый механизм.

4. Финансовая система РФ.

5. Финансовые системы зарубежных государств с развитой экономикой.

Раскройте следующие вопросы по теме 1:

1. Что понимается под термином «Финансы»? В чем их сущность? Укажите специфические черты, отличающие экономическую категорию «финансы» от экономической категории «деньги».

2. Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям? Перечислите их.

3. Какие концепции финансов рассматриваются экономической наукой? Дайте их характеристику.

4. Какие функции выполняют финансы. Каково их содержание.

5. Какова роль финансов в стоимостном распределительном процессе? Что является объектом стоимостного распределения с помощью распределительной функции финансов.

6. Как воздействует государство на воспроизводительный процесс?

7. Что понимается под термином «финансовые ресурсы». Раскройте его содержание. Перечислите виды финансовых ресурсов и источников их формирования.

8. Что понимается под финансовыми ресурсами государства, организаций, индивидуальных предпринимателей.

9. Раскройте содержание звеньев государственных и муниципальных финансов и их роль в общественном воспроизводстве.

10. Раскройте содержание звеньев финансов организаций различных форм собственности и их роль в общественном воспроизводстве.

Используемая литература:

1. Архипов, А.И. Финансы [Текст] : учебник для вузов / А.И. Архипов, И. А. Погосов, И.В. Караева [и др.]. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.

2. Годин, А.М. Бюджетная система России [Текст] : учебник для вузов / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.- торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 628 с.

3. Бюджет и бюджетная система [Текст] : учебник для вузов / Афанасьев Мст. П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. – М.: Юрайт 2009. – 777 с.

4. Ермасов С.В. Страхование [Текст] : учебник для вузов / Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт 2010. – 705 с.

5. Финансы [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. С.И. Лушнина, В.А. Слепнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2007. – 682 с.

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 639 с.

Читать еще:  Сущность финансов финансовая система государства

7. Финансовый словарь [Текст] / А.А. Благотин, Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозановский. – М.: Инфра – М, 2008. – 378 с.

Тема 2 Организация государственных и муниципальных финансов

Вопросы выносимые на обсуждение:

1. Государственные финансы: понятие, сущность, роль в соци­ально-экономическом развитии страны.

2. Федеральный бюджет Российской Федерации: сущность, формирование доходов и условия возникновения расходных обязательств.

3. Бюджеты субъектов Российской Федерации: сущность, формирование доходов и условия возникновения расходных обя­зательств.

4. Сбалансированность бюджетов.

5. Консолидированные бюджеты: Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

6. Сущность и функции муниципальных финансов, их роль в социально-экономическом развитии муниципального обра­зования.

7. Бюджет муниципального образования: понятие, сущность, правовые основы.

Раскройте следующие вопросы по теме 2:

1. Что понимается под государственными финансами? Чем вызвана их необходимость? Раскройте их экономическое содержание.

2. Что понимается под федеральным бюджетом? Раскройте его роль в социально-экономическом развитии общества.

3. В соответствии с какими законодательными актами формируются бюджетные доходы?

4. Какие поступления относятся к налоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ? Перечислите налоговые доходы федерального бюджета и назовите соответствующую статью БК РФ.

5. Какие поступления относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ?

6. Какие поступления в территориальные бюджеты относятся к безвозвратным и безвозмездным поступлениям?

7. Что такое консолидированный бюджет. Какие бюджеты к нему относят.

8. Налоговые и неналоговые поступления в муниципальный бюджет.

9. Какие Вы знаете расходы регионального (муниципального) бюджета.

Используемая литература:

1. Архипов, А.И. Финансы [Текст] : учебник для вузов / А.И. Архипов, И. А. Погосов, И.В. Караева [и др.]. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.

2. Годин, А.М. Бюджетная система России [Текст] : учебник для вузов / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.- торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 628 с.

3. Бюджет и бюджетная система [Текст] : учебник для вузов / Афанасьев Мст. П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. – М.: Юрайт 2009. – 777 с.

4. Ермасов С.В. Страхование [Текст] : учебник для вузов / Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт 2010. – 705 с.

5. Финансы [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. С.И. Лушнина, В.А. Слепнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2007. – 682 с.

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 639 с.

7. Финансовый словарь [Текст] / А.А. Благотин, Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозановский. – М.: Инфра – М, 2008. – 378 с.

Понятие и структура государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея­тельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие_ приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель­ных территорий страны и др.

Содержание государственных и муниципальных финансов определяется функциями государства и структурой системы органов государственного управления. Структура государственных и муниципальных финансов определяется двумя основными факторами:

1) структурой органов государственной власти;

2) выделением в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет (в том числе внебюджетных фондов).

Структура государственного управления по уровням управления подразделяется:

· в федеративных государствах на:

— центральный (общегосударственный, федеральный);

Читать еще:  Управление государственного финансового контроля республики адыгея

· В унитарных государства на :

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными фондами.

Государственный бюджет страны – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства различных уровней управления.

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного и регионального значения.

Государственный и муниципальный кредит – это часть финансовой системы, имеющая особое назначение и порядок использования, связанная с кредитной деятельностью государства различных уровней государственного управления.

Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налоговых поступлений и частично неналоговых.

Главный материальный источник государственных и муниципальных финансов – национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, то государство может привлекать национальное богатство (золотовалютный запас, приватизация государственной собственности), т.е. материальные блага, созданные трудом предыдущих поколений.

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами:

1) главный метод – налоги. Они обеспечивают преобладающую часть государственных доходов;

2) государственные займы (используют при бюджетном дефиците).

При чрезвычайных обстоятельствах осуществляется эмиссия бумажных денег. Эта не популярная мера приводит к инфляции и законодательно в РФ запрещена.

Использование государственных ресурсов осуществляется через расходы. Государственные и муниципальные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством и местными органами самоуправления своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованных фондов.

Государственные и муниципальные расходы направлены на финансирование государственного управления и обороны страны, на общественные и социальные услуги, на поддержание экономики страны, социальное обеспечение и др.

Бюджетным Кодексом РФ предусмотрена единая классификация доходов и расходов – это бюджетная классификация операций сектора государственного управления.

Использование государственных и муниципальных ресурсов может осуществляться:

1) методом самоокупаемости;

2) методом бюджетного финансирования;

3) методом кредитного обеспечения.

Использование государственных и муниципальных средств осуществляется на следующих принципах:

— максимальный эффект при минимуме затрат.

Экономическое содержание и значение финансовой политики государства

Финансовая политика – это научно обоснованная деятельность государства в области финансов, направленная на выработку концепций развития финансов, принципов и форм их организации.

Содержание финансовой политики включает:

1) выработку научно обоснованной концепции развития финансов на перспектив. Финансовая политика формируется на основе изучения экономических законов, теорий, анализа состояния хозяйства и перспектив развития;

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

Финансы – это объективный элемент, т. е. базис, а финансовая политика — субъективный элемент, надстройка, форма сознательной деятельности людей. Финансовая политика соединяет теорию и практику действия воедино.

Финансовая политика используется для решения задач, стоящих перед экономикой. В процессе ее выработки обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно в этом и заключается ее основная цель, и она выступает активным инструментом воздействия на экономику.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач, которые определяются экономическое социальной стратегией.

Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой политики.

В задачи финансовой политики входит: обеспечить условия для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов и эффективного их использования

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector