Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды финансовой политики государства

Финансовая политика и ее виды;

Финансовая политика и управление финансами

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

· разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач;

· создание адекватного финансового механизма;

· управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика в области государственных расходов;

2) фискальная политика.

Исходя из поставленных целейфинансовая политика подразделяется на:

· политику экономического роста;

· политику ограничения (сдерживания) деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Она предполагает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Иначе говоря, стимулирующая финансовая политика должна ориентироваться на дефицит правительственного бюджета, если перед страной ставится задача экономического роста.

Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнеми применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

Иначе говоря, сдерживающая финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Исходя из степени вмешательства в естественный ход развития экономики различают:

а) дискреционную политику или политику прямого непосредственно вмешательства правительства;

б) недискреционную финансовую политику, то есть регулирование на основе встроенных в экономическую систему страны стабилизаторов:

— социальных выплат, включая пособия по безработице;

— актуальных для сельского хозяйства программ помощи фермерам;

— инертности склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию, как показал кризис 2008 г., обойтись нельзя. Этому есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияния оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

· общественные работы и другие программы, связанные с государственными расходами;

· изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

· управление налоговым режимом (гнетом) (установление и изменение системы налогообложения, размеров налоговых ставок и их дифференциация, предоставление налоговых льгот).

В совокупности критериев классификации выделяют три основных вида финансовой политики:

Классическая. Основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 — 1790) и Д. Рикардо (1772 — 1823). Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

Регулирующая. В основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 — 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы (госзаказ), за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30-60гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится целевым, например:

· экономический рост и занятость;

· структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

Планово — директивная финансовая политика применяется в странах с административно — командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех не используемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:

· сначала при помощи налога с оборота;

· затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов — 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.

Помимо названных критериев финансовую политику подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

В целом финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы. Целью данного воздействия является укрепление экономического, а значит и политического потенциалов страны.

Направлениями финансовой политики являются:

· аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями экономики;

· оптимизация структуры доходов и расходов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении;

· совершенствование федерального и республиканского финансового законодательства.

Финансовая политика государства реализуется путем выработки концепций развития финансовой системы государства, составления целевых финансовых программ, определения более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства.

Читать еще:  Формирование муниципального бюджета

Финансовая политика государства включает в себя стратегию и тактику. Финансовая стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ. Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Она определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную. Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы. Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

Основа современной финансовой политики РФ:

· признание свободы предпринимательства;

· введение разнообразных форм хозяйствования;

· приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;

· отказ государства от директивного управления;

· переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств — получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета, используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы — на смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов — кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Прошла налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.

Виды финансовой политики, их характеристика

Финансовая политика государства является средством осуществления его социально-экономической политики. Она включает различные относительно самостоятельные виды политики:

1.Бюджетная политика государства основывается на Конституции РФ,

Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.

Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении

расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах

покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления

государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит

социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип

построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

2. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или

иной налоговой системы. Она включает в себя совокупность принципов,

влияющих на состояние экономики страны, а также определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Одновременно устанавливаются меры конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так и отдельных налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Налоговая политика направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

3. Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и

тарифов на монопольные товары и услуги. Рост цен на товары и услуги этих отраслей (недра, земля, водные пространства, железные дороги, нефтепроводы и газопроводы) приводит к повышению цен во всех остальных секторах хозяйства. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг.

4.Таможенная политика представляет собой совокупность налоговой и

ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, она во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. В настоящее время она во многом зависит от бюджетной политики,

направленной не увеличение сбора таможенных платежей.

5.Инвестиционная политика связана с создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Инвестиционная политика, как часть финансовой политики государства,

реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

6.Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-

экономической политики государства, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечения стабильных темпов экономического развития.

7.Социальная политика связана с решением задач финансового

обеспечения прав граждан Росси, установленных в конституции РФ и

охватывает сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи

отдельным социальным группам населения и др.

8.Политика в области международных финансов направлена на защиту

интересов государства и содействие роста авторитета страны, участия в

деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в формировании совместных программ. Задачи политики в области международных финансов: интеграция

России в мировую финансовую систему; вступление в ВТО и другие

международные объединения; укрепление позиций России в МВФ и Мировом банке реконструкции и развития; повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранной валюте.

Виды финансовой политики государства и их характеристика

Первая составляющая финансовой политики, через которую государство непосредственно реализует свои функции, – бюджетная политика. Основой бюджетной политики является разработка основных направлений использования бюджета в соответствии с принципами социально-экономического развития общества. В процессе такой разработки государство определяет конкретные формы, методы и виды организации бюджетных отношений. Практическая реализация бюджетной политики заключается в совокупности мероприятий долгосрочного (стратегического) и краткосрочного (тактического) характера, осуществляет государство через бюджетную систему.

Итак, в самом общем виде бюджетная политика — это деятельность государства по использованию бюджетных отношений для обеспечения социально-экономического развития общества.

Теоретическая концептуализация бюджетной политики заключается в том, что эта политика является категорией надстройки. Она обусловлена ​​экономическими отношениями, экономическим базисом, непосредственно связана с экономикой. Соотношением между базисом и надстройкой определяют различия и взаимосвязь таких понятий, как бюджет и бюджетная политика. Бюджет как объективная экономическая категория, являясь частью экономических отношений, составляет элемент базиса, тогда как бюджетная политика, как и политика вообще, относится к надстройке.

Бюджетные отношения являются основой бюджетной политики, определяют ее содержание.

Эти отношения объективны, поэтому не зависят от сознания, тогда как бюджетная политика является формой сознательной деятельности людей. Таким образом, бюджетная политика не может изменять содержания бюджетных отношений.

Для реализации бюджетной политики государство обязано соблюдать следующие основные условия:

· учет требований всех объективных экономических законов и закономерностей развития общества;

· изучение и учет предыдущего опыта хозяйственного, финансового и бюджетного развития;

· изучение и учет опыта других стран;

· учет конкретного этапа развития общества, особенностей внутренней и международной обстановки;

· соблюдение комплексного подхода к разработке и реализации мер бюджетной политики, политики в области финансов, ценообразования, кредита, заработной платы и тому подобное.

Читать еще:  Что значит муниципальное предприятие

На практике бюджетная политика требует правового оформления. Государство определяет методы, объемы и формы формирования бюджетного фонда, отражает их в законодательных и нормативных актах. Финансовый аппарат государства, органы местного самоуправления на основе действующего законодательства разрабатывают и издают нормативные документы, которые дают возможность установить единые правила формирования и использования средств бюджетных фондов государства. От качества и полноты правового регулирования зависит успешное проведение бюджетной политики.

Содержание бюджетной политики состоит в определении курса, задач и направлений деятельности государства в сфере формирования и использования средств бюджетных фондов. В отечественной финансовой наукой сформулированы важнейшие задачи бюджетной политики:

· Разработка научно обоснованной концепции развития бюджета как важного инструмента регулирования социально-экономических процессов. Она формируется на основе изучения потребностей современного состояния общественного развития, всестороннего анализа состояния развития экономики и социальной сферы глобальных тенденций социально-экономического развития и стратегических приоритетов государства;

· Определение основных направлений мобилизации и использования бюджетных ресурсов на перспективу и текущий период; при этом получаются из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитывая внешние и внутренние факторы, возможности роста бюджетных ресурсов;

· Осуществление практических действий, направленных на достижение определённых целей.

Бюджетную политику классифицируют следующим образом:

· Политика в области доходов бюджетов, которая охватывает налоговую (фискальную) политику и политику мобилизации неналоговых поступлений;

· Политика в сфере расходов бюджетов, вмещающей политику сметного финансирования, инвестиционно-бюджетную политику (политику бюджетного инвестирования), политику бюджетного кредитования (за счет расходной части бюджетов), политику бюджетного дотирования и субсидирования (предоставление дотаций и субвенций юридическим лицам и субсидий населению), политику бюджетного резервирования;

· Политика в сфере бюджетного регулирования и межбюджетных отношений (политика бюджетного регулирования в процессе сбалансирования доходной и расходной частей бюджетов и межбюджетных отношений в процессе выполнения бюджетов), которая предусматривает политику предоставления трансфертов и политику получения трансфертов;

· Политика в сфере бюджетного дефицита и государственного долга, которая охватывает политику обоснования объемов дефицита бюджетов, источников покрытия дефицита, политику управления внутренним и внешним государственным долгом.

Вторая важнейшая составляющая финансовой политики – денежно-кредитная политика.

Её условное деление изображено на рис. 1.2.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке. Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, центральный банк продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс национальной валюты повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы центральный банк рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке. Устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

Типы и виды финансовой политики

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Существуют следующие типы финансовой политики:

1. Классическая — авторы А. Смит и Д. Рикардо. Основное направление такой политики — это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления — Министерстве финансов (Казначействе). Это было до конца 20-х гг. прошлого столетия.

2. Регулирующая финансовая политика (автор Дж. Кейнс) — это вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.

Наряду с традиционными задачами ставилась цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения.

Основной инструмент вмешательства в экономику — государственные расходы. В связи с этим главным механизмом регулирования становятся налоги (налог на доходы физических лиц, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов); государственный кредит, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Изменяется система управления финансами: вместо одного органа (Министерства финансов) возникает несколько специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управление государственным долгом.

3. Планово-директивная финансовая политика (авторы — В.И. Ленин, М.И. Бухарин) применяется в странах, использующих административнокомандную систему управления экономикой.

Цель директивной финансовой политики — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Планово-директивная политика проводилась почти во всех странах бывшего социалистического лагеря.

С 1991 г. в нашей стране стала проводиться принципиально новая финансовая политика, которая базируется на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.

Каждый тип финансовой политики включает в себя следующие виды:

1. Бюджетная политика, под которой понимают определение государством:

• источников формирования доходов государственного бюджета;

• приоритетных направлений расходов бюджета;

• допустимых пределов разбалансирования бюджета;

• источников финансирования бюджетного дефицита;

• принципов взаимоотношений между отдельными звеньями финансовой системы.

В составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:

— политика управления государственным долгом;

— политика бюджетного федерализма.

2. Кредитно-денежная политика, под которой понимают:

— обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;

— обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы, через регулирование деятельности банковской системы;

— управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

— кредитная политика, а в ней, в свою очередь: процентная политика и инвестиционная политика банка.

Читать еще:  Формы государственного финансового регулирования

3. Фискальная политика — это искусное изменение налогового бремени в течение всего экономического цикла. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему фискальной политики.

Принципы фискальной политики:

а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков, т. е. его уровня доходов, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным;

б) налогообложение должно носить однократный характер;

в) обязательная уплата налогов. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;

г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для организаций, собирающих налоги;

д) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

е) налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.

Фискальная политика государства включает в себя следующие разновидности:

Дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством, предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

• общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

• изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

• управление налоговым гнетом.

Элементами дискреционной финансовой политики являются:

а) политика в области государственных расходов;

б) фискальная политика.

Недискреционная финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов, означает ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, позволяющей стабилизировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Кроме налогового стабилизатора, существуют:

• социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования;

• актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам (в период перепроизводства закупает продукцию, стабилизирует цены и т. п.);

• эффект надежности компаний;

• инертность, склонности к потреблению и другие.

4. Политика экономического роста — система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышения уровня занятости.

Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

5. Политика стабилизации — это система мер фискальной политики и политики государственных расходов, направленных на поддержание объема производства и стабилизацию цен, снижение дефицита бюджета и управление государственным долгом. Ее цель: остановить инфляцию, снизить дефицит бюджета до 3 %; довести государственный долг до уровня У ВНП.

6. Политика ограничения деловой активности — направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

7. Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

Таким образом, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

8. Политика в области государственных расходов, которая включает в себя: государственные программы расходов на социальные нужды; правительственные закупки и инвестиции; общественные работы с целью увеличения занятости населения.

9. Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций (в том числе финансовых организаций).

Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как:

• Международный валютный фонд (МВФ);

• Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

• Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); и других, например, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политики, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта.

В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим.

Основная цель таможенной и валютной политики — сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые затруднения.

Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

Помощь не оказывается безвозмездно, а сопровождается рядом экономических или политических условий, не всегда выгодных для страны- заемщика.

Роль финансовой политики в переломные периоды жизни общества трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение общественного богатства и перестраивается финансовая система.

Основными недостатками финансовой политики, сдерживающими экономическое и социальное развитие, являются:

• догматический (нетворческий) характер;

• отсутствие стратегических разработок;

• проведение частичных, малообоснованных мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

• отрыв фактического состояния дел в экономике;

• наличие большого количества убыточных и низкорентабельных предприятий:

• рост незавершенного строительства.

• нарушение сбалансированности государственного бюджета;

• остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан;

• недопоступление налоговых платежей;

• падение валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

• большая внутренняя и внешняя задолженности страны.

Задачами финансовой политики на современном этапе являются:

1) перевод предприятий на рыночные отношения;

2) преодоления кризисного состояния финансов и оздоровление кредитно-денежной системы;

3) остановка спада производства;

4) контроль инфляционного процесса;

5) активизация инвестиционной деятельности для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства;

6) разработка комплекса мер по социальной защите населения (индексация доходов, компенсации и т. п.).

Основными направлениями финансовой политики на современном этапе являются:

• разумная приватизация государственного сектора;

• дальнейшее развитие антимонопольной политики;

• совершенствование действующей налоговой системы;

• финансовое обеспечение конверсии;

• снижение в общем объеме производства доли отраслей тяжелой промышленности;

• упорядочение денежного обращения (прекращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный);

• развитие финансового рынка;

• ликвидация бюджетного дефицита;

• сокращение внутреннего и внешнего долга.

Основными направлениями, обеспечивающими наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов, являются:

• льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение;

• финансирование затрат, связанных с профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;

• последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;

• привлечение в экономику иностранных инвестиций в различных формах.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований состоит не только в том, чтобы обеспечить материальные преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector