Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почта россии платежный агент

Организация оказывает услуги гражданам. Она заключила договор с организацией почтовой связи, по которому последняя осуществляет прием платежей от граждан за оказываемые услуги и перечисляет их исполнителю. Является ли организация почтовой связи платежным агентом? Необходимо ли для расчетов с ней использовать специальный банковский счет в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При получении платежей от физических лиц в оплату услуг другой организации организация почтовой связи выступает в качестве платежного агента. Поэтому для получения денежных средств от нее необходимо использовать специальный банковский счет.

Обоснование вывода:
Деятельностью по приему платежей физических лиц согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ) признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежным агентом является юридическое лицо, осуществляющее вышеуказанную деятельность (п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). Плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств этого физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Закона N 103-ФЗ). Поставщиком является, в частности, юридическое лицо, получающее денежные средства плательщика за оказываемые услуги (п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
Отношения, которые не регулируются Законом N 103-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого Закона. Исключений для организаций почтовой связи данная норма не устанавливает.
Организациями почтовой связи являются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», далее — Закон о почтовой связи). К услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (ст.ст. 2, 16 Закона о почтовой связи).
Кроме того, организации почтовой связи (включая организации федеральной почтовой связи) могут осуществлять не только услуги почтовой связи, но и иные услуги, в том числе прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги) (ст. 49 ГК РФ, часть третья ст. 18 Закона о почтовой связи). Эти услуги к услугам почтовой связи не относятся.
Соответственно, услуги по осуществлению денежных переводов и услуги по приему платежей от физических лиц являются самостоятельными платежными услугами (п. 17 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», далее — Закон о НПС). При этом организации почтовой связи, осуществляя платежные услуги по переводу денежных средств в рамках оказания услуг почтовой связи, регулируемых Законом о почтовой связи, могут одновременно осуществлять и платежные услуги по приему платежей от физических лиц, оказание которых регулируется Законом N 103-ФЗ (смотрите также ч. 3, ч. 4 ст. 4 Закона о НПС). В этом случае организация почтовой связи является одновременно платежным агентом.
Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Из этой нормы и приводимой выше ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ видно, что требования данного Закона в равной степени распространяются и на отношения по приему организацией почтовой связи платежей от физических лиц, направленных на оплату услуг исполнителя (организации, указанной в вопросе), и последующему осуществлению расчетов с исполнителем (косвенно это подтверждается и судебной практикой, смотрите, например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 10АП-154/11).
В силу ч. 18, ч. 19 ст. 4 Закона N 103-ФЗ поставщик, в данном случае — исполнитель услуг, при осуществлении расчетов с платежным агентом, в данном случае — организацией почтовой связи, обязан использовать специальный банковский счет и не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц, на иные банковские счета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

10 октября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читать еще:  Платежные реквизиты налоговой сафоново

Кто из посредников — платежный агент, а кто — нет

Благодарим за предложенную тему статьи А.П. Козлову, главного бухгалтера ООО «Траст Групп», г. Москва.

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно — чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т. д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщика м ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее — Закон № 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 № 373-П .

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» Закон а ч. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения дене г ч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , заводить вторую кассовую книг у п. 5.1 Положения от 12.10.2011 № 373-П , применять ККТ даже при вмененк е ч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона № 103-ФЗ поставщик — это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуг и ч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ .

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агенто в ч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет — для получения выручки от посредник а ч. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники — не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент — это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги ) ч. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и больше ничего не делает для того, чтобы:

  • физлицо эти товары (работы, услуги) получило;
  • у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг ) п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ . То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т. п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Мнение читателя

“ Занимаемся розничной торговлей, хотим заключить договор с транспортной компанией, чтобы при доставке товаров клиент-физлицо оплачивал товары ей, а она потом перечисляла эти деньги нам за минусом своих расходов и вознаграждения. Оказалось, что одно из условий транспортной компании — это открытие нами спецсчета: говорят, что они будут нашим платежным агенто м ” .

Павел,
юрист, г. Екатеринбург

Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т. д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самим и ч. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ . А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщико м ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ .

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

  • принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином — доставка товаров, а получение денег — неразрывно связанная с нею услуга;
  • заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:
  • ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;
  • продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т. п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.
Читать еще:  Для чего нужно платежное требование

Как видим, доказать, что обычные посредники — не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчето в ч. 4 ст. 7 Закона № 103-ФЗ ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

Без комиссий финансисты принимать деньги не готовы

Принятие законопроекта о запрете взимания комиссий за прием платежей ЖКХ в предложенном виде значительно сократит доступность таких платежей, уверены в пяти ассоциациях финансового рынка. До 30% платежей проходят офлайн через пункты приема банков и платежных агентов, и именно их число сократится. Те же банки, кто продолжит прием платежей за ЖКХ без комиссий, просто переложат расходы на потребителей за счет других услуг, предупреждают эксперты.

Как стало известно “Ъ”, главы пяти ассоциаций на финансовом рынке написали письмо на имя председателя Думы Вячеслава Володина с просьбой отложить принятие законопроекта, предполагающего запрет на взимание комиссии банками и иными платежными агентами при оплате услуг ЖКХ. Авторы письма указывают, что принятие закона в нынешнем виде приведет к сокращению сети приема платежей для населения.

Банкиры уверяют, что и так практически не берут комиссию. Так, по словам руководителя центра развития продуктов и сервисов ежедневного банкинга Промсвязьбанка Андрея Алексахина, для большинства клиентов ПСБ оплата услуг ЖКХ уже давно осуществляется без комиссии. Директор по развитию электронного бизнеса Почта-банка Анастасия Масленникова тоже заверила, что банк старается выстраивать схему взаимодействия с поставщиками таким образом, чтобы комиссия с плательщиков не взималась. «Крупнейшие банки, конечно, останутся (продолжат принимать платежи за ЖКХ.— “Ъ”), но они переложат расходы, которые понесут из-за бесплатных платежей, на другие услуги, ведь им надо будет компенсировать выпадающие доходы»,— полагает глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Банки могут начать повышать комиссии по иным продуктам, а также вводить новые»,— соглашается директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова.

Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовым рынкам, 20 января (цитата по «РИА Новости»)

Если комиссия будет отменена, она может быть перенесена на комиссии за другие услуги

При этом, по словам Анатолия Аксакова, ряд банков, которые вкладывали ресурсы в это направление, уйдут с рынка, если не будет комиссий. И это касается не только кредитных организаций. По словам директора системы сбора платежей за ЖКХ «Федеральная Система Город» Петра Мазанова, отмена комиссии означает резкое уменьшение количества доступных и привычных для населения пунктов оплаты. «Те, кто платит в офлайне, одни из самых консервативных плательщиков,— отмечает он.— Примерно 30% платежей проходит через пункты приема банковских платежных агентов, которые представляют малый и средний бизнес, и это единственный источник их доходов». Отмена комиссий повлечет закрытие пунктов приема, которые годами располагались рядом с местом жительства плательщиков, заключает он.

Ранее Ассоциация банков России (АБР) написала письмо на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором указала, что потери сборщиков платежей от запрета комиссий за платежи по ЖКХ составят 30–40 млрд руб. в год. Из них более 85% приходятся на банки, платежных агентов и «Почту России». По словам Петра Мазанова, в сегодняшней ситуации принятие новых правил приведет к одному результату — падению собираемости платежей. По подсчетам АБР, собираемость платежей упадет на 2,5%, что составит около 60 млрд руб.

Правительство запретило штрафовать за просрочку коммунальных платежей

Впрочем, по словам источника “Ъ” в одном из крупных банков, ключевая проблема не в разумных комиссиях 1–3%, а в том, что в некоторых, особенно региональных, муниципальных образованиях комиссия Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) доходит до 20% платежа. Плюс к этому есть еще комиссия управляющей компании, которая может быть в районе 5%. А в законе, по словам источника, зафиксирована отмена комиссий только для банков, платежных агентов и «Почты России». Да и то речь идет не обо всех комиссиях, а только по платежам за четыре основные услуги: свет, вода, газ и отопление. Домофон или содержание жилого помещения к ним отношения не имеют.

Читать еще:  Пример заполнения платежного требования

Банкиры опасаются, что не успеют к первому чтению внести необходимые изменения в соответствующий законопроект. Поэтому подписавшие письмо ассоциации «просят продлить срок обсуждения законопроекта для нахождения разумного и сбалансированного способа его реализации».

Новое в блогах

ЕРЦ рассылающие « квитанции » не являются платежными агентами. Решение ВС РФ. 5

ЕРЦ рассылающие « квитанции » не являются платежными агентами. Решение ВС РФ. 5

Это должен знать каждый, так как это касается каждого!

Согласно ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов.

Из части 1 статьи 1, части 1 статьи 3, подпункта 3 и 4 статьи 2 Закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) регулирующего отношения, возникающие при осуществлении деятельности ПО ПРИЁМУ платежным агентом от плательщика НАЛИЧНЫХ денежных средств следует, что деятельность платежного агента заключается ТОЛЬКО В ПРИЁМЕ от физических лиц НАЛИЧНЫХ денежных средств зачисляемых НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЧЁТ начинающийся с цифр 40821, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг).

В Обзоре судебной практики ВС РФ № 4 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 15.11.2017г. в пункте 27 разъяснено, что лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) ИНЫЕ услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ платежным агентом. Из чего можно сделать ВЫВОД, что так называемые «платёжные агенты» (разновидности ЕРЦ) рассылающие пользователям услуг ЖКХ так называемые « платежные документы » со своими расчётными счетамине являются платежными агентами и следовательно не имеют права взимать платуза жилое помещение и коммунальные услуги с пользователей услуг ЖКХ.

Другими словами можно сказать, что организации именующие себя платёжными агентами и агентами по договору,занимающиеся деятельностью по формированию, печати, рассылке «платёжных документов» (квитанций, счетов), приему от плательщика наличных денежных средств за услуги ЖКХ, ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ — НЕ ЯВЛЯЮТСЯ «платёжными агентами» так как они оказывают иные услуги, помимо услуги по приему платежей от пользователей данных услуг (см. ниже формулировку из Определения ВС РФ). Такие организации НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ВЗИМАТЬ ПЛАТУ за жилое помещение и коммунальные услуги ссылаясь на ч.15 ст.155 ЖК РФ. Нарушителей законодательства необходимо наказывать через обращение в надзорные органы (прокуратура, ГЖИ, . ).

Определение от 7 ноября 2017 г. по делу № А58-600/2016 Верховный Суд Российской Федерации : « … Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды первой и апелляционной инстанций признали его платежным агентом, расценив деятельность общества, осуществляемую в рамках договораот 01.01.2015 № 3-П, заключенного с организацией, являющейся перевозчиком и оказывающей услуги по междугородним перевозкам пассажиров, подпадающей под действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ«О деятельности по приему платежей физических лиц , осуществляемой платежными агентами». Судебная коллегия, исходя из установленного судами факта оказания обществом иных услуг, помимо продажи билетов на междугородние маршруты перевозчика, указала, что ОБЩЕСТВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНА ПЛАТЕЖНЫМ АГЕНТОМ по смыслу положений названного Закона, действиекоторого распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом ЕДИНСТВЕННОЙ услуги – услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров ( работ , услуг ). … »

Согласие собственников помещений в МКД на деятельность конкретного платёжного агента , по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей исполнителю услуги управления МКД, должно быть отражено в протоколе общего собрания собственников помещений в МКД и договоре управления МКД.

* Рассматриваем доводы только в контексте темы статьи, без оценки правомерности норм того или иного нормативно-правового акта (это отдельная тема). ** Так как я не судья, то это мои оценочные суждения основанные на российском законодательстве. Несогласных — прошу предоставить аргументированные доказательства опровергающие мои доводы. *** Буду признателен за аргументированные замечания, критику, контраргументы, дополнения, а также за отзывы.

П.С. Если понравилась публикация, делитесь со своими знакомыми в соц. сетях, подписывайтесь на канал ЖКХ — «преступление и наказание», будет еще много полезных статей!

Всем, кто посчитает ВОЗМОЖНЫМ оказать безвозмездную материальную помощь моей деятельности по борьбе с беззаконием в сфере ЖКХ, других сферах буду БлагоДарен. Кошелёк Яндекс.Денег

Побед Вам, Здоровья и Благополучия.

С наилучшими пожеланиями, Olegon

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector