Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единая валютная политика

Вопрос 18. Валютная политика РФ и этапы ее становления

Валютная политика — относительно самостоятельная ставная часть общей макроэкономической, в том числе денеж­но-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она была направле­на на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдержива­ние инфляции и безработицы, поддержание равновесия пла­тежного баланса. Юридически валютная политика оформляет­ся валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация ва­лютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствую­щих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преи­мущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в за­висимости от ее целей и форм имеет две основные разновидно­сти. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном ва­лютном механизме, другой — повседневное, оперативное регу­лирование текущей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состо­ит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой — структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ — Это предполагает:

1) образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;

2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов;

3) введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;

4) Установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;

5) преодоление долларизации экономики;

6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются:

во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений;

во-вторых, осуществле­ние повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействии «бегству» капитала за границу;

в-третьих, привлечение ино­странного капитала в российскую экономику;

в-четвертых, управление международными ликвидными (золотовалютными) резервами;

в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля;

в-шестых, регулирование валютного курса.

В регулировании элементов национальной валютной систе­мы России реализуются задачи структурной и текущей валют­ной политики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, улучшение ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.

Вопрос 19. Введение конвертируемости рубля.

Конвертируемость национальной валюты это, прежде всего показатель степени открытости экономики страны. Это необходимое условие интеграции страны в мировое хозяйство, поскольку интернационализация хозяйственных связей требу­ет взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют.

Сам процесс перехода к конвертируемости валюты связан с отменой ряда ограничений по валютным операциям и имеет национальные особенности. В то же время мировой опыт позволяет выделить узловые проблемы этого процесса. К ним можно отнести:

· выбор момента и темпа введения конвертируемости;

· решение вопроса, для кого (резидентов и нерезидентов) и в какой последовательности отменять валютные операции;

· по каким операциям (текущим операциям платежного баланса или финансовым) проводить обмен валюты.

Советский рубль (за исключением краткосрочного периода в 20-е годы прошлого века) был замкнутой валютой. К тому же в условиях государственной валютной монополии ставить вопрос о конвертируемости рубля не имело никакого смысла. После распада Советского Союза Россия ввела внутреннюю конвертируемость рубля по текущим операциям. Предприятиям лучили право в известных пределах покупать и продавать ино­странную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Конвертируемость распространя­лась только на резидентов. Валютные операции нерезидентов существенно ограничивались. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на рос­сийском рынке.

В результате введения внутренней конвертируемости рубля существенным механизмом регулирования объема и структу­ры внешнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и им­портные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания массированного вывоза (в основном сырья и топлива), а импортные — были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления национального производства.

Однако в ходе осуществления программ либерализации внешнеэкономической деятельности (1993-1997 гг. ) количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а портные — существенно понижены.

Затем в условиях снижения темпов инфляции, увеличения золотовалютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В частности, было разрешено иностранным фирмам и гражданам открывать рублевые счета в банках России, что фактически означало допуск нерезидентов на российский рынок.

С июня 1996 г. Россия официально приняли в полном объеме обязательства, налагаемые на страны члены МВФ статей 8 (разделы 2. 3, 4) что предполагает распространение режима конвертируемости по текущим операциям и на нерезидентов. Однако финансовый и валютный кризисы 1998 г. не толь кс затруднили расширение сферы конвертируемости рубли, но и вынудили власти осуществить ряд мер, направленных на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений и области движения капиталов с целью противодействии бегству капитала за границу.

В частности, был увеличен норматив обязательной продажи валютной выручки (до 75%), внесены изменения в Закон «О валютной регулировании и валютном контроле», ограничен максимальный размер единовременного вывоза из страны физическими лицами наличной валюты (до 10 тыс. долларов), усилена уголовная ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства.

В дальнейшем, по мере улучшения экономической ситуации в стране, чему способствовали как внутренние, так и внеш­ние факторы, в частности, рост цен на экспортируемые Росси­ей сырьевые и энергетические ресурсы и стабилизация нал ют него рынка, возникли объективные предпосылки для снятия ряда валютных ограничений.

В июне 2004 г. вступил в силу новый Закон «о Валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЭ), который, в отличие от закона 1992 г., существенно расширил права рос­сийских участников внешнеэкономической деятельности и за­ложил основы для дальнейшей либерализации валютных опе­раций. Согласно этому Закону в основу валютного контроля заложено положение о том, что государство должно обеспечить защиту прав и экономических интересов резидентов и нерези­дентов при осуществлении валютных операций: приоритет отдается не административным, а экономическим мерам; поставлен вопрос о необходимости формирования единой внешней и внутренней политики валютного регулирования и валютного контроля.

Тем не менее, в новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», были включены некоторые ограничения, на проведение валютных операции, связанных с движением капитала требований о предварительной регистрации счета, который открывают резиденты в заграничных банках, о резервировании определенной суммы при списании денежных средств внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет в ЦБ РФ. Было также сохранено требование об обязательной продаже части валютной выручки.

С 2007 г. никаких ограничений на валютные операции в со­ответствии с поправками к Закону № 178-ФЗ не предусмотрено. Исключение составляет лишь требование о репатриации валют­ной выручки, т.е. обязательном ее перечислении на счетах в уполномоченных банках, а также необходимость уведомить на логовые органы об открытии счета и переводе денег за границу (раньше для этого нужно было разрешение Центробанка).

Отмена ограничений связана с тем, что с 1 июля 2006 г. рос­сийский рубль стал официально конвертируемой валютой. По­ручение сделать рубль конвертируемым Президент России (в то время В. Путин) озвучил в своем послании Федеральному собранию.

Законодательно для этого пришлось отменить последние ограничения на работу иностранных инвесторов в России. Для иностранцев отпала необходимость в открытии специальных счетов с российскими ценными бумагами, обязательном резер­вировании средств иностранных инвесторов в Центральном банке. Иностранцам теперь должно быть выгодно, инвестировать свободные рубли, например, в государственные ценные бумаги. Все это в конечном итоге должно способствовать притоку иностранной валюты в Россию.

Читать еще:  Формы валютных клирингов

Вместе с тем, снятие ограничений, как для резидентов, так и для нерезидентов автоматически не сделало рубль реально свободно конвертируемой валютой. Нельзя сделать валюту свободно конвертируемой в декларативном порядке. Реальная конвертируемость рубля будет зависеть от роста экономического потенциала и доверия российской экономике. Чтобы рубли повсеместно продавали и покупали, наша экономика должна до­стичь хотя бы современного уровня стран Запада с наиболее ра­звитой экономикой.

Чтобы рубль стал реально конвертируемым, необходимо:

— стабилизировать денежное обращение, довести уровень инфляции в стране до 5% и ниже, без неожиданных рывков вверх;

— обеспечить полноценное отоваривание валюты. Одного им­порта сырьевых и энергетических ресурсов здесь явно недоста­точно. Широкое развитие должен получить фондовый рынок, чтобы инвестор мог вложить денежные средства в рублевые ценные бумаги (государственные и корпоративные). Нужен до­ступ иностранцев к производственным активам (свободная продажа земли и недвижимости), а также в ипотеку, банки, страхование;

— создать условия для свободного использования доходов от предпринимательской деятельности. Получив доход, зарубеж­ный инвестор должен иметь возможность использовать его по своему усмотрению, например, обратить рубли в валюту и уве­сти из страны, т.е. не должно быть никаких барьеров на пути вывоза за рубеж дивидендов и т.п.;

— существенно подкорректировать внутреннее законода­тельство, сделать его максимально либеральным, установить полное равноправие владельцев рублей, независимо от цвета паспорта и страны, выдавшей его;

— добиться, чтобы либеральное законодательство реально работало, и были исключены случаи рейдерства и других мето­дов захвата иностранных активов.

Введение полной конвертируемости рубля престижно для страны, политически выигрышно, однако оно таит в себе и определенные риски. Они связаны с необходимостью отстаи­вать стабильность рубля, недопущением резких колебаний его курса по отношению к ведущим валютам мира, что может быть чревато потерей значительной части золотовалютных резервов

Рубль пока слабее других мировых валют, он может быть атакован международными спекулянтами. Найдет ли Центральный Банк в этих условиях необходимые ресурсы чтобы отбить эти атаки?

Однако в настоящее время поставлена новая, еще более сложная задача — сделать рубль мировой резервной валютой. Чтобы эта задача была успешно решена, требуется соблюдение ряда условий:

— необходимо создать мощный ликвидный рынок финансовых инструментов, т.е. выпустить долгосрочные рублевые долговые облигации, что не решается в одночасье, а это чревато долгосрочным бюджетным дефицитом;

— экспортные контракты должны быть переведены с долларов и евро в рубли. Лидирующие позиции России на мировом энергетическом рынке позволяют надеяться, что мы постепенно перейдем на заключение контрактов по продаже нефти и га­за в рублях. Процесс этот тоже небыстрый и может занять нес­колько лет;

— финансовая помощь в форме кредитов и других финансо­вых инструментов также должна предоставляться в рублях.

Таковы объективные предпосылки и условия превращения российского рубля в резервную мировую валюту.

Катализатором этого процесса может быть нынешний мировой экономический и финансовый кризис.

Государственная валютная политика

Валютная политика — это целенаправленные действия государства, региона или отдельных производителей в области валютных взаимоотношений. Валютная политика государства призвана обеспечивать устойчивое развитие экономики страны или содружества стран. Любая политика проводится с помощью системы инструментов, действий, структур и функций.

Политика любого государства, включенного в мировую экономику, как правило, отличается разнообразием. Это разнообразие позволяет ускорить реакцию субъекта политики на рыночную динамику и меняющиеся политические стратегии других стран.

Виды валютной политики

Валютную политику принято делить на две категории: структурную и текущую. Суть этих видов понятна из их названий. В результате реализации первой категории меняется структура системы регулирования валютного оборота. Такие радикальные изменения предполагают осуществление серьезных реформ, которые затрагивают принципы экономического взаимодействия стран. Часто это приводит к формированию крупных международных блоков. Наиболее показательным примером реализации такой политики является создание Таможенного союза в рамках ЕАЭС и Европейского союза с максимально возможной интеграцией экономик стран-членов союза. К формированию Таможенного союза привела структурная валютная политика России и некоторых стран СНГ.

В период между реформами осуществляется текущая валютная политика. Главная ее цель состоит в том, чтобы осуществлять постоянное регулирование валютных отношений в данной стране и за ее пределами.

Подобное регулирование предполагает как консервативный контроль процессов и операций, так и изменение некоторых норма. Однако эти изменения не должны носить радикальный характер.

Две формы валютной политики

Действия государства по регулированию экономических отношений и процессов могут реализовываться главным образом в дисконтной и девизной формах.

Признаком дисконтной политики является использование учетной ставки процента для того, чтобы воздействовать на курс, регулировать движения инвестиций, упорядочивать платежные обязательства.

В условиях рынка капитал перемещается в относительно свободном режиме. Валютная политика государства должна ограничивать стихию рынка и стимулировать приток или отток всех видов капитала. Повышение учетной ставки обычно способствует притоку капитала из тех стран, где процентная ставка ниже. С понижением ставки происходит отток капиталов из страны. Эта политика банка России обычно приводит к снижению курса национальной валюты.

Девизная форма — это фактически политика банка России по осуществлению валютных интервенций. Эти действия носят постоянный характер и имеют большое значение для поддержания стабильности экономики страны.

Девизная форма реализуется через следующие методы валютной политики:

  • вальвацию, которая представляет собой прямое установление курсов между национальной и иностранной валютами с помощью девальвации (снижение курса национальной валюты) и ревальвации (повышение этого курса);
  • диверсификацию, направленную на управление структурой валютных резервов страны с помощью увеличения разнообразия валют, включенных в экономический оборот данной страны;
  • поддержание режима валютных паритетов и курсов как внутри страны, так и при осуществлении международных взаимодействий.

Валютная политика России в современных условиях направлена не только на то, чтобы защитить отечественного производителя от внешнеэкономической конкуренции, но и на то, чтобы гарантировать адекватность международных расчетов. Кроме того, политика валютного курса позволяет обеспечивать защиту экспортеров от возможного и часто непредсказуемого ущерба при международных операциях.

Инструменты валютной политики и их варианты

С помощью инструмента человек создает новое или усовершенствует старое. При осуществлении государственного регулирования экономики в качестве инструментов используются действия, меняющие нормативы, стандарты, законы. В соответствии с ними любое государство одновременно регулирует как внутреннюю, так и внешнюю деятельность субъектов экономики. Валютная политика и валютное регулирование должны стремиться к тому, чтобы усиливать интеграционные процессы как внутри страны, так и на международном рынке, минимизировать влияние транснациональных корпораций на резидентов экономики данной страны.

Выполнение государственных функций в области регулирования валютных отношений осуществляется с помощью следующих инструментов:

  1. Интервенция. Это крупномасштабные единовременные меры, предпринимаемые Центробанком для изменения рынка и курса валют. При интервенции банк покупает или продает ту валюту, на состояние которой необходимо повлиять. Чаще всего это делается для того, чтобы сформировать желаемые соотношения национальной и иностранной валют. Если иностранной валюты, по мнению государственных структур, слишком много, то ее необходимо сначала скупить, а потом, если это нужно, продать. Валютная политика банка, таким образом, направлена на то, чтобы уравновесить соотношение спроса и предложения, а также контролировать интервал колебания курса.
  2. Ограничения. Это предпринимаемые соответственными государственными структурами меры по регламентации валютных операций. Как правило, регламентации реализуются с помощью создания нормативных документов. Этими документами могут регулироваться любые перемещения валюты в стране и за ее пределами. Возможно полное запрещение продажи валюты физическими лицами. К категории регламентации можно отнести и всю систему государственного контроля любых валютных операций, включая все возможные запреты или, наоборот, обязательные продажи.
  3. Резервы. Это обязательное создание валютного запаса государства, который всегда необходим для осуществления международных расчетов. Любой запас направлен на стабилизацию экономики в экстремальных условиях и на обеспечение платежей по внешнеэкономическим обязательствам. Однако резерв — это не только запас на всякий случай, но и источник получения дополнительного дохода. Для современной России этот резерв выполняет еще и роль «подушки безопасности», которая должна защитить экономику страны от последствий нежелательного скачка цен на главный экспортный продукт (нефть и газ).
  4. Субсидирование. Это финансовое обеспечение субъектов национальной экономики, осуществляющих экспортно-импортную деятельность. Субсидирование производится из средств Центробанка и других банков в виде кредитов, ссуд, займов. С помощью субсидирования реализуется валютная политика России по усилению конкурентоспособности отечественных производителей на международном рынке.
  5. Паритет. Заключается в определении нормы соотношений между двумя основными валютами. Валютные отношения и валютная политика России основаны на использовании паритета покупательной способности. Этот паритет заключается в том, что на мировом рынке определенные товары и услуги должны иметь для всех стран одинаковую цену, которая должна исчисляться в единой валюте. Так как достичь этого невозможно, между паритетными валютами устанавливается договорное соотношение. Оно предполагает возможность приобретать одинаковое количество необходимой продукции по установленному паритету валют.
Читать еще:  Диверсификация валютных резервов это

Таким образом, формы валютной политики, ее виды и инструменты образуют сложную и полифункциональную систему. Она призвана минимизировать последствия кризисов и обеспечить возможность устойчивого развития экономики страны в условиях ее включенности в процессы мировой экономики.

Валютная политика: понятие, виды. Проблемы выбора валютной политики и следования ей

Валютная политика – это совокупность мероприятий, проводимых как в рамках национальной экономики, так и вне ее для обеспечения экономического роста, поддержания платежного баланса, снижение безработицы и инфляции, осуществляемых через воздействие на национальную валюту, валютный курс, валютные операции.

Данная политика является частью общей социально-экономической стратегии развития государства, составным компонентом внешнеэкономической и денежно-кредитной политики. Оформляется валютная политика валютным законодательством и валютными соглашениями, заключенными между государствами.

Целями валютной политики могут быть: укрепление внутренних позиций национальной денежной единицы, формирование и накопление валютных резервов, обслуживание государственных обязательств по внешним долгам, регулирование движения иностранного и отечественного капитала.

Цели валютной политики могут устанавливаться на длительный период или на незначительный временной интервал. В зависимости от этого валютная политика будет структурной или текущей.

  • Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на изменение валютной системы, которая реализуется через валютные реформы.
  • Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса и валютных операций.

Валютная политика реализуется путем использования Центральным банком таких инструментов, как валютные интервенции, валютные ограничения, валютные резервы и ряд других (например, валютное субсидирование, валютные паритеты).

Назовем основные формы валютной политики.

Дисконтная (учетная) политика — изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и направлена на регулирование спроса и предложения свободных денежных ресурсов в национальной экономике.

Увеличивая учетную ставку (ставку рефинансирования), регулирующие органы сокращают совокупную денежную массу, что успокаивает ажиотаж на валютном рынке и приводит к стабилизации (или падению) курса иностранных валют к национальной. В случае сокращения учетной ставки (ставки рефинансирования) наступают обратные последствия.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снижается из-за противоречия между внешнеэкономическими и внутриэкономическими целями. Повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, находящуюся в состоянии застоя. Это мера, скорее, кратковременная.

Девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиза). Для повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, для снижения скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Ее характерные черты — относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов в Центральном банке.

Вальвация — представляет собой политику Центрального банка, направленную на прямое установление курсового соотношения между национальной и иностранными валютами. В практической работе наибольшее распространение получили понятия, производные от вальвации – девальвация и ревальвация. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте либо к международным счетным единицам. Ее объективная основа — завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.

Вопрос 18. Валютная политика РФ и этапы ее становления

Валютная политика — относительно самостоятельная ставная часть общей макроэкономической, в том числе денеж­но-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она была направле­на на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдержива­ние инфляции и безработицы, поддержание равновесия пла­тежного баланса. Юридически валютная политика оформляет­ся валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация ва­лютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствую­щих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преи­мущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в за­висимости от ее целей и форм имеет две основные разновидно­сти. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном ва­лютном механизме, другой — повседневное, оперативное регу­лирование текущей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состо­ит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой — структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ — Это предполагает:

1) образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;

2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов;

3) введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;

4) Установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;

5) преодоление долларизации экономики;

6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются:

во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений;

во-вторых, осуществле­ние повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействии «бегству» капитала за границу;

в-третьих, привлечение ино­странного капитала в российскую экономику;

в-четвертых, управление международными ликвидными (золотовалютными) резервами;

в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля;

в-шестых, регулирование валютного курса.

В регулировании элементов национальной валютной систе­мы России реализуются задачи структурной и текущей валют­ной политики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, улучшение ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.

Вопрос 19. Введение конвертируемости рубля.

Конвертируемость национальной валюты это, прежде всего показатель степени открытости экономики страны. Это необходимое условие интеграции страны в мировое хозяйство, поскольку интернационализация хозяйственных связей требу­ет взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют.

Сам процесс перехода к конвертируемости валюты связан с отменой ряда ограничений по валютным операциям и имеет национальные особенности. В то же время мировой опыт позволяет выделить узловые проблемы этого процесса. К ним можно отнести:

· выбор момента и темпа введения конвертируемости;

· решение вопроса, для кого (резидентов и нерезидентов) и в какой последовательности отменять валютные операции;

· по каким операциям (текущим операциям платежного баланса или финансовым) проводить обмен валюты.

Советский рубль (за исключением краткосрочного периода в 20-е годы прошлого века) был замкнутой валютой. К тому же в условиях государственной валютной монополии ставить вопрос о конвертируемости рубля не имело никакого смысла. После распада Советского Союза Россия ввела внутреннюю конвертируемость рубля по текущим операциям. Предприятиям лучили право в известных пределах покупать и продавать ино­странную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Конвертируемость распространя­лась только на резидентов. Валютные операции нерезидентов существенно ограничивались. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на рос­сийском рынке.

В результате введения внутренней конвертируемости рубля существенным механизмом регулирования объема и структу­ры внешнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и им­портные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания массированного вывоза (в основном сырья и топлива), а импортные — были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления национального производства.

Однако в ходе осуществления программ либерализации внешнеэкономической деятельности (1993-1997 гг. ) количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а портные — существенно понижены.

Затем в условиях снижения темпов инфляции, увеличения золотовалютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В частности, было разрешено иностранным фирмам и гражданам открывать рублевые счета в банках России, что фактически означало допуск нерезидентов на российский рынок.

С июня 1996 г. Россия официально приняли в полном объеме обязательства, налагаемые на страны члены МВФ статей 8 (разделы 2. 3, 4) что предполагает распространение режима конвертируемости по текущим операциям и на нерезидентов. Однако финансовый и валютный кризисы 1998 г. не толь кс затруднили расширение сферы конвертируемости рубли, но и вынудили власти осуществить ряд мер, направленных на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений и области движения капиталов с целью противодействии бегству капитала за границу.

В частности, был увеличен норматив обязательной продажи валютной выручки (до 75%), внесены изменения в Закон «О валютной регулировании и валютном контроле», ограничен максимальный размер единовременного вывоза из страны физическими лицами наличной валюты (до 10 тыс. долларов), усилена уголовная ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства.

В дальнейшем, по мере улучшения экономической ситуации в стране, чему способствовали как внутренние, так и внеш­ние факторы, в частности, рост цен на экспортируемые Росси­ей сырьевые и энергетические ресурсы и стабилизация нал ют него рынка, возникли объективные предпосылки для снятия ряда валютных ограничений.

В июне 2004 г. вступил в силу новый Закон «о Валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЭ), который, в отличие от закона 1992 г., существенно расширил права рос­сийских участников внешнеэкономической деятельности и за­ложил основы для дальнейшей либерализации валютных опе­раций. Согласно этому Закону в основу валютного контроля заложено положение о том, что государство должно обеспечить защиту прав и экономических интересов резидентов и нерези­дентов при осуществлении валютных операций: приоритет отдается не административным, а экономическим мерам; поставлен вопрос о необходимости формирования единой внешней и внутренней политики валютного регулирования и валютного контроля.

Тем не менее, в новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», были включены некоторые ограничения, на проведение валютных операции, связанных с движением капитала требований о предварительной регистрации счета, который открывают резиденты в заграничных банках, о резервировании определенной суммы при списании денежных средств внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет в ЦБ РФ. Было также сохранено требование об обязательной продаже части валютной выручки.

С 2007 г. никаких ограничений на валютные операции в со­ответствии с поправками к Закону № 178-ФЗ не предусмотрено. Исключение составляет лишь требование о репатриации валют­ной выручки, т.е. обязательном ее перечислении на счетах в уполномоченных банках, а также необходимость уведомить на логовые органы об открытии счета и переводе денег за границу (раньше для этого нужно было разрешение Центробанка).

Отмена ограничений связана с тем, что с 1 июля 2006 г. рос­сийский рубль стал официально конвертируемой валютой. По­ручение сделать рубль конвертируемым Президент России (в то время В. Путин) озвучил в своем послании Федеральному собранию.

Законодательно для этого пришлось отменить последние ограничения на работу иностранных инвесторов в России. Для иностранцев отпала необходимость в открытии специальных счетов с российскими ценными бумагами, обязательном резер­вировании средств иностранных инвесторов в Центральном банке. Иностранцам теперь должно быть выгодно, инвестировать свободные рубли, например, в государственные ценные бумаги. Все это в конечном итоге должно способствовать притоку иностранной валюты в Россию.

Вместе с тем, снятие ограничений, как для резидентов, так и для нерезидентов автоматически не сделало рубль реально свободно конвертируемой валютой. Нельзя сделать валюту свободно конвертируемой в декларативном порядке. Реальная конвертируемость рубля будет зависеть от роста экономического потенциала и доверия российской экономике. Чтобы рубли повсеместно продавали и покупали, наша экономика должна до­стичь хотя бы современного уровня стран Запада с наиболее ра­звитой экономикой.

Чтобы рубль стал реально конвертируемым, необходимо:

— стабилизировать денежное обращение, довести уровень инфляции в стране до 5% и ниже, без неожиданных рывков вверх;

— обеспечить полноценное отоваривание валюты. Одного им­порта сырьевых и энергетических ресурсов здесь явно недоста­точно. Широкое развитие должен получить фондовый рынок, чтобы инвестор мог вложить денежные средства в рублевые ценные бумаги (государственные и корпоративные). Нужен до­ступ иностранцев к производственным активам (свободная продажа земли и недвижимости), а также в ипотеку, банки, страхование;

— создать условия для свободного использования доходов от предпринимательской деятельности. Получив доход, зарубеж­ный инвестор должен иметь возможность использовать его по своему усмотрению, например, обратить рубли в валюту и уве­сти из страны, т.е. не должно быть никаких барьеров на пути вывоза за рубеж дивидендов и т.п.;

— существенно подкорректировать внутреннее законода­тельство, сделать его максимально либеральным, установить полное равноправие владельцев рублей, независимо от цвета паспорта и страны, выдавшей его;

— добиться, чтобы либеральное законодательство реально работало, и были исключены случаи рейдерства и других мето­дов захвата иностранных активов.

Введение полной конвертируемости рубля престижно для страны, политически выигрышно, однако оно таит в себе и определенные риски. Они связаны с необходимостью отстаи­вать стабильность рубля, недопущением резких колебаний его курса по отношению к ведущим валютам мира, что может быть чревато потерей значительной части золотовалютных резервов

Рубль пока слабее других мировых валют, он может быть атакован международными спекулянтами. Найдет ли Центральный Банк в этих условиях необходимые ресурсы чтобы отбить эти атаки?

Однако в настоящее время поставлена новая, еще более сложная задача — сделать рубль мировой резервной валютой. Чтобы эта задача была успешно решена, требуется соблюдение ряда условий:

— необходимо создать мощный ликвидный рынок финансовых инструментов, т.е. выпустить долгосрочные рублевые долговые облигации, что не решается в одночасье, а это чревато долгосрочным бюджетным дефицитом;

— экспортные контракты должны быть переведены с долларов и евро в рубли. Лидирующие позиции России на мировом энергетическом рынке позволяют надеяться, что мы постепенно перейдем на заключение контрактов по продаже нефти и га­за в рублях. Процесс этот тоже небыстрый и может занять нес­колько лет;

— финансовая помощь в форме кредитов и других финансо­вых инструментов также должна предоставляться в рублях.

Таковы объективные предпосылки и условия превращения российского рубля в резервную мировую валюту.

Катализатором этого процесса может быть нынешний мировой экономический и финансовый кризис.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector