Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное валютное право это

Международное частное право

Понятие «Международное частное валютное право». Финансовый лизинг

В основном в российской литературе по международному частному праву используется не термин «международное частное валютное право», а понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Международное частное валютное право относительно новый термин в отечественной юриспруденции. Он имеет несколько парадоксальный характер — одновременно и частное, и валютное (валютное право — отрасль публичного права). Однако применение его вполне обосновано, поскольку речь идет о валютном финансировании частноправовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельную отрасль международного частного права, имеющую самостоятельный, устойчивый характер, особый предмет регулирования. Международное частное валютное право — это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности.

Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой правовой науке и в настоящее время воспринято доктриной и практикой большинства государств. В основе институтов международного частного валютного права лежит зависимость реализации международных расчетных и кредитных отношений от валютной политики государства.

В российском законодательстве полностью отсутствует коллизионное регулирование частных валютных отношений с иностранным элементом. Это серьезный недостаток нашего законодательства, поскольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона. Финансирование международных коммерческих операций производится на общих основаниях посредством применения валютного законодательства РФ, норм ч. 2 ГК РФ, регулирующих специфику гражданско-правовых расчетных отношений.

Кроме того, применяются нормы международных соглашений, регламентирующих отношения в сфере финансирования внешнеторговой деятельности и международных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.

Основными формами финансирования международной коммерческой деятельности в настоящее время являются безоборотное финансирование, факторинг, форфейфинг, финансовый лизинг.

Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что охватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают три стороны: фирма-изготовитель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма (наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользователем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необходимое оборудование и сдает его внаем фирме-пользователю.

Лизинговые операции осуществляются в основном финансовыми обществами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями. Финансовый лизинг определяется как вид средне- и долгосрочного лизинга, который предусматривает выплату арендатором в течение срока действия договора платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования и прибыль наймодателя.

Лизинговая фирма выполняет исключительно финансовые функции и заключает два договора: с нанимателем — договор аренды, с поставщиком — договор купли-продажи. По истечении срока аренды наниматель может вернуть имущество лизинговой фирме (лиз-бэк); заключить новый договор на аренду; выкупить имущество по остаточной стоимости.

Договоры международного финансового лизинга наиболее распространены в транспортных операциях (лизинг морских и воздушных судов, контейнеров) или связаны с приобретением продукции тяжелого машиностроения (лизинг оборудования для нефтегазовой промышленности). Срок действия договора составляет 10-15 лет, оборудование является дорогостоящим, поэтому наймодатель заведомо несет существенный финансовый риск. В целях снижения такого риска заключается договор финансового лизинга, при котором финансовая корпорация является посредником между продуцентом товара и нанимателем.

Фирма-продуцент (собственник имущества) непосредственно продает товар финансовой корпорации (кредитору), которая становится наймодателем должнику (фирме-пользователю). В качестве формы финансирования коммерческих контрактов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущественного найма.

На универсальном уровне международный финансовый лизинг регулируется нормами Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. (РФ присоединилась к этой Конвенции в 1998 г.). Положения Конвенции имеют диспозитивный характер; в основном это унифицированные материальные нормы, но есть и несколько традиционных коллизионных привязок, позволяющих определить право, применимое к взаимоотношениям сторон по международному финансовому лизингу.

Финансовый лизинг определен в ст. 1 Конвенции как сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком). Лизингодатель приобретает комплект машин, средств производства и иное оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем, и заключает лизинговое соглашение, которое предоставляет лизингополучателю право использовать оборудование за арендную плату.

Конвенция разграничивает два вида соглашений: договор поставки между лизингодателем и поставщиком и лизинговое соглашение между лизингодателем и лизингополучателем.

Конвенция определяет характерные черты любого договора финансового лизинга:

  1. лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на решение и квалификацию лизингодателя;
  2. оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или будет заключено между лизингодателем и лизингополучателем;
  3. арендные платежи, подлежащие выплате по лизинговому соглашению, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

В Конвенции специально подчеркивается, что она применяется независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право на выкуп арендованного оборудования. Следовательно, выкуп имущества лизингополучателем не относится к обязательным признакам финансового лизинга. Из круга объектов финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться только персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются сделки, заключаемые главным образом в сфере предпринимательской деятельности.

Сфера действия Конвенции определена в ст. 3: в случае соглашения сторон о применении Конвенции ее положения применяются, если предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах. Таким образом, финансовый лизинг имеет международный характер в случае разной национальности сторон. Кроме того, Конвенция распространяется только на отношения между контрагентами (в том числе и поставщиком) из государств — участников Конвенции.

Конвенция применяется и в том случае, если в силу норм международного частного права соглашение о поставке и лизинговое соглашение подпадают под действие права государства-участника Конвенции. При этом применение Конвенции всецело зависит от воли сторон — стороны сделки вправе договориться об ином правовом регулировании.

Конвенция направлена на перенесение ответственности за поставленное оборудование с лизингодателя на поставщика, так как лизинговая фирма имеет в сделке только финансовый интерес. Лизингодатель не несет никакой ответственности перед лизингополучателем за качество оборудования, за исключением случаев, когда убытки были следствием того, что лизингополучатель полагался на выбор и суждения лизингодателя или он вмешивался в выбор поставщика при определении оборудования.

Это положение может быть изменено соглашением сторон. Лизингодатель освобождается также от ответственности перед третьими лицами за вред, причиненный оборудованием, эксплуатируемым лизингополучателем. В случае банкротства лизингополучателя на полученное по лизинговому соглашению оборудование не может быть наложен арест и оно не включается в конкурсную массу.

Оттавская конвенция 1988 г. урегулировала все основные вопросы, связанные с заключением и исполнением операций по международному финансовому лизингу. Положения гл. 34 ГК РФ, регламентирующие договор финансовой аренды (лизинг), в принципе полностью соответствуют положениям Конвенции. К сожалению, в РФ действует не только ГК, но и специальный Федеральный закон «О лизинге», который во многих случаях противоречит Конвенции 1988 г.

Закон РФ «О лизинге» в качестве основного признака международного лизинга устанавливает признак, что лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ. Договор международного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге», если лизингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ. Если же лизингодателем является нерезидент РФ, т.е. имущество находится в собственности нерезидента РФ, то договор международного лизинга все равно регулируется российским законодательством в области внешнеэкономической деятельности.

Между тем сфера действия Оттавской конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, и налоговый домицилий сторон не имеют правового значения. Поэтому, если участники договора финансового лизинга имеют предприятия в разных странах, должна применяться Оттавская конвенция, а не национальное законодательство (если стороны сами не договорились об ином).

Читать еще:  Оценка валюты в рублях

Таким образом, ст. 7 Закона РФ «О лизинге» противоречит международному договору с участием РФ. Исходя из положений ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ, приоритетному применению в данной ситуации подлежит именно Конвенция 1988 г., а не Закон «О лизинге».

Международное валютное право это

Международное валютное право

Логично было бы, возможно, рассматривать эту сферу деятельности Фонда не в рамках международного валютного права как такового, а под нижеследующей рубрикой настоящего курса об общем регулировании международных кредитных отношений ( 484—510). Однако, ввиду специфики кредитов МВФ (не случайно они кредитами не называются формально) и в интересах изложения всей работы МВФ в единстве, прагматичнее представляется изложение всей деятельности Фонда в одном месте. [c.252]

Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Наконец, важный элемент валютной системы — институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах — органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944 г.), а в Европейской валютной системе — Европейский фонд валютного сотрудничества (1973—1993 гг.), замененный Европейским валютным институтом (1994—1998 гг.), а с 1 июля 1998 г. — Европейским центральным банком. Перечисленные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений. [c.40]

Преимущественное использование национальных валют в международных расчетах усиливает зависимость их эффективности от курсовых колебаний, экономической и валютной политики стран — эмитентов этих валют. Состояние международных расчетов зависит от ряда факторов экономических и политических отношений между странами валютного законодательства международных торговых правил и обычаев банковской практики условий внешнеторговых контрактов и кредитных соглашений. [c.213]

СДР (специальные права заимствования) является международной валютной счетной единицей, эмиссия которой по решению Исполнительного Совета МВФ, составила за период 1970— 1981 гг. 21,4 млрд СДР, из них на счета стран-членов было зачислено 20,6 млрд, на счет МВФ — 0,6 млрд. СДР используется в форме безналичных перечислений по счетам стран—участниц МВФ и других международных организаций. Выпущенные СДР распределялись между странами пропорционально их вкладу в капитал МВФ, поэтому основная часть СДР приходится на долю богатых стран, главным образом большой семерки , что вызывает недовольство остальных стран, в том числе и вновь вступивших в МВФ (России и бывших социалистических стран). Курс СДР первоначально устанавливался в золоте, с 1974 г. — в американских долларах на основе валютной корзины — средневзвешенного курса ведущих стран, имеющих наибольшую долю СДР в официальных резервах МВФ. [c.466]

Законодательная база ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность регулируется таможенным, налоговым, гражданским законодательством. Большую роль в ее регламентации играет валютное законодательство и нормы международного частного права. [c.489]

Помимо финансовых требований финансовые активы представлены в формах монетарного золота специальных прав заимствования (СПЗ), распределяемых Международным валютным фондом как средства платежей акций корпораций и некоторых других платежных документов. [c.265]

Из предлагаемых правил координации международной валютной политики самое широкое распространение получило последнее. К тому же его реализация представляется наименее болезненной, не предполагающей каких-либо значительных осложнений. Тем не менее многие утверждают, что гибкие правила часто перерастают в дискреционную политику. Последняя, в свою очередь, может не соответствовать соглашениям о координации валютной политики. А от дискреционной политики — настаивают критики — не так уж далеко отстоит и политика разори соседа . [c.810]

СПЗ — специальные правила заимствования — не существующая в материальной форме счетная единица, созданная Международным валютным фондом в 1968 г. Оценка СПЗ осуществляется на базе корзины валют, включающей доллар, 42%, западноевропейские денежные единицы (фунт стерлингов, франк, марку) — 45%, иену — 13%. [c.50]

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — 1) соотноше ние сумм платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных из-за границы, за определенный период 2) представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства. В П. б., как правило, включаются платежи и поступления по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам, неторговым операциям, процентные суммы по кредитам и в П. б. капиталистических стран — доходы и платежи по инвестициям. В экономической литературе совокупность этих операций принято называть текущими операциями, а их итоговое сальдо — сальдо П. б. по текущим операциям. П. б. включает также движение капиталов инвестиций и кредитов. Движение валютных резервов отражает международные валютные операции. П. б. является активным, если страна получила из-за границы платежей на большую сумму, чем произвела. При обратном соотношении П. б. пассивен. [c.161]

ЯВНЫЕ (ДЕНЕЖНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ — альтернативные издержки, которые принимают форму явных (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА — в 1978 г. на Ямайке было ратифицировано соглашение о проведении валютной реформы странами — членами Международного валютного фонда (МВФ). Была создана новая валютная система, названная Ямайской. Основными принципами Я. в. с. являются использование в качестве мировых денег не разменных на золото национальных валют и постепенное сокращение международных расчетов в долларах отмена официальной цены золота и исключение золота из межгосударственных платежей постепенное введение в качестве главного международного расчетного и резервного средства коллективной денежной единицы Международного валютного фонда — специальных прав заимствования (СДР). Создание Я. в. с. не принесло капиталистическим странам валютной стабильности. Коллективная денежная единица — СДР — не получила достаточного хождения. Валютные противоречия между США, странами Западной Европы и Японией выражаются в стремлении к образованию региональных валютных блоков (зона японской иены, зона французского франка). Наиболее организационно оформленным региональным валютным блоком является Европейская валютная система (ЕВС), объединившая страны, входящие в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Между региональными валютными группировками периодически возникают валютные войны. Несовершенство Я. в. с. привело к тому, что практически доллар продолжает сохранять роль главной резервной валюты капиталистического мира, что позволяет США и далее получать от экономического обмена с другими странами большие выгоды. ЯРЛЫК — вид товарного знака, клеймо на [c.240]

ТРАНША — 1) серия или часть облигационного займа, как правило международного, выпускаемого сериями либо с расчетом на улучшение рыночной конъюнктуры в будущем, либо для размещения займа на ссудных рынках разных стран 2) 25-процентная доля квоты в Международном валютном фонде. [c.234]

СПЗ — специальное право заимствования. Искусственная денежная единица, используемая Международным валютным фондом для межгосударственных и межбанковских расчетов ( Центральные госбанки). Курс этой единицы рассчитывается ежегодно на основе следующей таблицы [c.207]

За год до окончания второй мировой войны, в июле 1944 г., на международной конференции 44-х стран-союзниц в г. Бреттон-Вудс, штат Нью-Гемпшир, были приняты соглашения, вступившие в силу в декабре 1945 г. По ним была создана послевоенная международная валютная система, включающая вновь образованные Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Кроме того, были выработаны правила, облегчающие международный валютный обмен и стабилизирующие обменные курсы, а именно золото-долларовый стандарт, фиксированный обменный курс, обратимость валют. В 1971—1973 гг. был приостановлен размен долларов на золото и введены плавающие курсы. Бреттонвудская система прекратила свое существование. — Прим. ред. [c.104]

Алътшулер А. Б. Международное валютное право. М. Международные отношения, 1984. С. 156— [c.108]

Читать еще:  Государственная валютная политика

Эбке Вернер Ф. Международное валютное право. М. Международные отношения, 1997. С. 19—21. [c.397]

Значительное ограничение права государств устанавливать валютный контроль предусматривают соответствующие статьи Международного валютного фонда (МВФ) (ст. VIII(8). [c.104]

С переходом к неполноценным деньгам расчеты между странами стали производиться свободно конвертируемыми валютами (долларами США, японскими иенами, немецкими марками). Для облегчения внешнеэкономических операций и ослабления проблемы международной ликвидности Международный валютный фонд ввел в 1971 г. новые резервные и платежные средства — специальные права пошимствования — (СДР)1, предназначенные для регулирования сальдо платежного баланса и расчетов, а также соизмерения национатьных валют. [c.20]

Еще меньшая часть ЗВР состоит из особой международной валюты — специальных прав заимствования (SDR) и так называемой резервной позиции в МВФ. Специальные права заимствования были эмитированы МВФ для стран — участниц Фонда в качестве специальной международной валюты для расчетов между государствами. Однако SDR не смогли потеснить доллар и другие ключевые валюты в международных валютно-расчетных отношениях и в официальных резервах, поэтому их было выпущено в 1970—1980 гг. на сумму, примерно равную 30 млрд долл., а затем их выпуск вообще прекра- [c.529]

До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, основной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Брет-тон-Вудской системы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой валютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуществляет новый Временный комитет (Interim ommittee), который состоит из 24 человек. Формально комитет не обладает правами принятия решений, являясь консультационным органом, но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль. [c.536]

Финансовые зарубежные активы (finan ial external assets) включают золото, иностранную валюту, финансовые обязательства, ЭКЮ, специальные права заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда, а также ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и т.п.), выпущенные зарубежными эмитентами. [c.696]

Использование специальных прав заимствования (СДР spe ial drawing rights, SDR) Международного валютного фонда. Как отмечалось в главе 16, СДР представляют собой особый тип эмитируемой МВФ валюты. [c.776]

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ (Spe ial Drawing Rights — SDR ) — международные расчетные и резервные средства. Выпущены Международным Валютным Фондом (МВФ) на сумму свыше 20 млрд единиц, используются для безналичных расчетов путем записи на счета стран в МВФ, в торговых сделках для индексирования товарных цен, в кредитных соглашениях в качестве многовалютной оговорки для снижения возможных потерь от изменения курса валюты. Они не имеют реального обеспечения, их применяют только центральные банки, а цена складывается из [c.201]

Наше государство в определенной мере утратило право на самостоятельную эмиссионную политику. Количество денег в обращении определяется не потребностями экономики, а нормативами Международного валютного фонда (МВФ). Но нормативы МВФ рассчитаны на стабильно работающую банковскую систему, на торговлю через плас-10 [c.5]

Несколько необходимых замечаний о данной книге. Она создавалась как часть учебного пособия Анализ и планирование операций на валютных рынках и входит в учебную программу, осуществляемую Forex lub (г. Владивосток). Предназначена для первоначального изучения методов социально-экономической статистики и анализа фундаментальных факторов в применении к международному валютному рынку Forex. Ввиду того, что в настоящее время на русском языке нет ни одной книги по фундаментальному анализу, автор видел свою задачу в том, чтобы представить на общедоступном уровне основные макроэкономические индикаторы, используемые валютными трейдерами во всем мире, стараясь раскрыть их экономический смысл, правила истолкования, а затем на специально подобранных примерах из недавней жизни валютных рынков показать их связь с возможными реакциями трейдеров. В книге приведено много графиков, показывающих состояние и развитие основных экономик мира и примеров живой реакции рынка на происходившие в самое недавнее время события. [c.12]

СДР, или специальные права заимствования ( spe ial drawing rights ), — международный резервный актив, который эмитируется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы и существуют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ. В качестве ликвидного средства СДР используются той или иной страной для покрытия дефицитов платежных балансов, а также задолженности МВФ или другой стране. Однако непосредственным инструментом расчетов в международных экономических отношениях СДР не являются. Этот актив лишь дает центральному банку право на получение любой валюты для последующего финансирования дефицита платежного баланса. В конечном счете СДР не стали эффективным инструментом межгосударственного регулирования международных расчетов и остаются своеобразной искусственной надстройкой к сложившейся структуре международных валютных резервов. [c.780]

Что представляет из себя валютное право

Валютное право является отраслью, регулирующей отношения частного или публичного характера, возникающие между контрагентами во время проведения монетарных операций. За последние годы возросла не только законодательная база, определяющая формат взаимодействия в данной сфере, но и актуальность знания и умения оперировать актами в области данного вида права. Данные правоотношения обладают большим влиянием на экономические показатели жизни любой страны. От их эффективного применения зависит насколько будет правильно работать весь механизм данной системы.

Участники валютных операций

Все валютные правоотношения включают в себя следующие определенные элементы:

  1. Субъекты права, которые являются непосредственно задействованными и заинтересованными в проведении данной сделки. Эти субъекты делятся на носителей прав и носителей обязанностей. Выступать в этих ролях могут как частные лица, так и государство или предприятия.
  2. Объекты права, относительно которых сложились валютные правоотношения. В роли объектов права выступают внутренние или внешние ценные бумаги и иностранная валюта.

Контроль за проведением валютных операций

К лицам, осуществляющим контроль за соблюдением всех нормативных актов при проведении монетарных сделок, относятся органы валютного регулирования и агенты контроля. Правовые основы валютного регулирования четко закреплены в законодательстве РФ, где расписаны основные принципы, права и полномочия органов, ответственных за проведение данного типа операций.

Целью законодательства является определение порядка проведения монетарных сделок на внутреннем рынке, возможность и правила перемещения ценностей за пределы государства или, наоборот, получение их извне. При этом важно соблюдать международное валютное право при интернациональном расчете и контролировать ситуацию со стабильностью курса национальной валюты государства. Кроме того, правовые основы валютного контроля подчиняются органам валютного регулирования и дают права собственности резидентов на ценности различного плана. Валютные правоотношения могут быть как внутригосударственными, так и межгосударственными, но в любом случае они должны пропагандировать главенство правовой формы при любых финансовых отношениях.

Правовое регулирование валютного рынка, т.е. их основные принципы закреплены законодательством по положению регулирования отношений в данной сфере. Они обязательны для исполнения всеми лицами, задействованными в процессе финансовых операций. Все принципы нацелены на обеспечение прав, свобод и экономических выгод участников отношений и должны исключать лишнее и неоправданное вмешательство третьих лиц, незадействованных напрямую в проведении таких операций.

Правовое регулирование валютного контроля и соблюдение законодательных норм на уровне государства осуществляется при непосредственном участии Центрального Банка страны. Банк может осуществлять куплю-продажу валюты для прямого воздействия на курс национальной денежной единицы, установку процентных ставок по всем операциям, проводимыми банками на территории государства.

Иными словами, Центральный Банк определяет механизм построения и регулирования монетарной политики всего государства.

Источник валютного права

Основные источники валютного права — это нормативные и правовые законодательные акты.На территории РФ данным документом является действующая Конституция, которая обладает высшей юридической силой.Субъекты валютных правоотношений за незнанием основополагающих норм и актов, закрепленных Конституцией не освобождаются от административной и уголовной ответственности.

Читать еще:  Какую валюту покупать сейчас в россии

Правовое регулирование валютных операций при помощи Конституции значительно облегчает данный процесс, поскольку этот документ может помочь в решении споров и неясностей в связи с различным трактованием определенных моментов не только в формате участников этих отношений, но и в случае возникновения спорных ситуаций между участниками и органами контроля. Так, если нет явных нарушений Конституции международного и юридического права, а есть спорные моменты, которые каждая сторона пытается трактовать в свою пользу, то законодательство не трактует такие ситуации, как нарушение законодательной базы участниками отношений.

Кроме валютного права во всем мире существует такое понятие, как валютное ограничение, которое подразумевает ряд запрещенных норм и мероприятий, направленных на снижение экономического риска как в формате государства, так и в формате отношений между участниками монетарных операций. К таким ограничениям можно отнести:

  • полный запрет на осуществление действий (все сделки с валютой или ценными бумагами);
  • установление допустимого лимита на проведение сделок в течение определенного периода времени;
  • ограничение возможностей использования валюты по своему усмотрению.

Валютные правонарушения законодательных актов и норм могут привести к административной, гражданской и уголовной ответственности. Данные виды ответственности могут наступить для всех резидентов правовых отношений. И в случае доказательства нарушения соответствующего законодательства государства все финансовые сделки могут быть аннулированы, а виновные лица должны понести наказание.

Поэтому только ответственный подход к оформлению и проведению данного типа сделки согласно действующему законодательству сможет принести взаимные экономические выгоды всем заинтересованным сторонам.

Международное валютное право: направления регулирования

Содержание:

Особенности международного регулирования валютных отношений в праве

На сегодняшний день широкое развитие характерно для валютной, кредитной, инвестиционной интеграции стран всех регионов мира. Глобализационные процессы максимально проявлены в валютной сфере, что, в первую очередь, приводит к расширению и углублению взаимной зависимости между валютными рынками, режимами и к международному валютному сотрудничеству между странами и предпринимателями. Российские предприятия с высокой активностью начали освоение валютного пространства зарубежных стран, при этом важно ориентироваться в валютном законодательстве других государств для успешного ведения кредитной расчетной деятельности на его территории.

Изменения, происходящие в валютном режиме различных стран, включая Российскую Федерацию (РФ), связаны с мировыми требованиями унификации валютного регулирования и контроля. Это дает возможность для резидентов (предпринимателей национальных государств) самостоятельно осуществлять валютные операции с нерезидентами (предприниматели зарубежных стран).

По мере развития международных валютных отношений и при условии расширения расчетных операций валютные системы стран претерпевают существенные изменения. На сегодняшний день отождествлять их с международной валютной системой не всегда корректно.

Принципы валютного регулирования

Международное валютное право в своем развитии зависит от глобализации, где более заметно воздействие европейского валютного регулирования, изменение валютного контроля, усиление значения банковского законодательства, страхования, унификация основных гражданских институтов права. По этой причине базовые направления международно-правового регулирования отношений в области валюты можно отнести к задачам обеспечения единого мирового валютного режима при наличии условий выросшей специфики регулирования каждого национального рынка валюты.

Основными правовыми принципами валютного контроля и регулирования, которые сформировала международная практика валютных отношений, являются:

  • главная роль экономических мер в процессе осуществления государственной политики в сфере валютного регулирования;
  • исключение неоправданного государственного вмешательства, включая невмешательство государственных органов, в операции, которые осуществляют с валютой резиденты и нерезиденты;
  • единая внешняя и внутренняя валютная политика в стране;
  • единая система валютного контроля и регулирования;
  • защита со стороны государства прав и экономических интересов, которые проявляют резиденты и нерезиденты при проведении операций с валютой.

Международное регулирование валютных отношений на территории стран, которые не обладают свободно конвертируемой валютой, концентрируется на определение специфики проведения операций с валютой резидентами (национальные участники валютных операций) и нерезидентами (иностранные участники операций с валютой).

Они проводятся для того, чтобы обеспечить унификацию и гармонизировать нормы международного валютного контроля и регулирования.

Направления международного регулирования в валютном праве

Международная практика показала, что без наличия ограничений могут проводиться операции с валютой между резидентами и уполномоченными банками. Они связаны со следующими операциями:

  • получение и возврат займов и
  • кредитов, уплата процентов и штрафов по заключенным контрактам;
  • внесение денежных средств резидентов на счета в банке (на банковский вклад) и получение средств резидентов со счетов (банковских вкладов);
  • банковские гарантии, включая исполнение со стороны резидентов обязательств по поручительству и залогу;
  • покупка резидентами у уполномоченных банков векселей, которые выписаны этими и прочими уполномоченными банками, предъявление их к платежу и его получение, включая регресс и взыскание штрафных санкций;
  • купля-продажа физическими лицами наличности и безналичной зарубежной валюты и чеков (их номинальная сумма указывается в иностранной валюте), обмен, замена денежных знаков зарубежных стран (группы стран);
  • уплата уполномоченными банками комиссионных вознаграждений.

Нерезиденты имеют право без ограничений:

  • переводить зарубежную валюту со счетов (вкладов) в банках за пределами территории национального государства на банковский счет или вклад в уполномоченный банк на территории страны;
  • осуществлять операции по валюте с внутренними ценными бумагами на территории национальных государств, учитывая требования, которые установлены антимонопольным законодательством и законами о рынках ценных бумаг.

Контроль внутреннего валютного рынка государства осуществляется посредством центрального (национального) банка страны. Здесь покупку и продажу иностранной валюты производят с помощью уполномоченных банков в соответствии с правилами межбанковской валютной биржи.

Для кредитных компании существуют требования в области оформления документов при покупке и реализации наличности в иностранной валюте.

Для того, чтобы обеспечить стабильность национального валютного рынка, резидентами должны соблюдаться несколько требований:

  • резиденты государств, в которых действует неконвертируемая валюта, должны подать уведомления в налоговый орган по месту своего учета о том, что они произвели открытие (закрытие) счетов;
  • резиденты могут перевести на собственные счета, открытые в банках за рубежом, средства с собственных счетов в уполномоченных банках или прочих счетов, которые открыты в банках за пределами страны, в ограниченном размере;
  • на счета резидентов, которые открыты в банках иностранных государств-членов ОЭСР или ФАТФ, зачисляются кредиты и займы в зарубежной валюте, которые получены по кредитным договорам и договору займа с организациями нерезидентами, которые являются агентами правительств зарубежных стран, а также по договорам кредита и займа, которые заключаются с резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ;
  • резиденты имеют право без ограничений вести валютные операции со средствами, которые зачислены на счета банков за пределами страны. Исключением являются валютные операции между резидентами, которые установлены в специальном списке центрального государственного банка.

Органы и агенты валютного контроля, в том числе их должностные лица, обладают компетенцией в области:

  • проведения проверок о соблюдении резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и норм мирового валютного регулирования;
  • проведения проверок полного и достоверного учета и отчетности в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов;
  • запроса и получения документов и сведений, относящихся к проведению валютных операций, открытию и ведению счетов;
  • выдачи предписаний об устранении выявленного нарушения международных и национальных норм законов в области валюты.

Резиденты и нерезиденты, которые осуществляют валютные операции, вправе:

  • знакомства с актами проверок, которые проводятся органами и агентами валютного контроля;
  • обжалования решений и действий (бездействие) органов и агентов валютного контроля, включая их должностных лиц;
  • возмещения в установленном законом порядке реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также агентов валютного контроля (включая должностных лиц).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector