Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное валютное право

Международное валютное право: направления регулирования

Содержание:

Особенности международного регулирования валютных отношений в праве

На сегодняшний день широкое развитие характерно для валютной, кредитной, инвестиционной интеграции стран всех регионов мира. Глобализационные процессы максимально проявлены в валютной сфере, что, в первую очередь, приводит к расширению и углублению взаимной зависимости между валютными рынками, режимами и к международному валютному сотрудничеству между странами и предпринимателями. Российские предприятия с высокой активностью начали освоение валютного пространства зарубежных стран, при этом важно ориентироваться в валютном законодательстве других государств для успешного ведения кредитной расчетной деятельности на его территории.

Изменения, происходящие в валютном режиме различных стран, включая Российскую Федерацию (РФ), связаны с мировыми требованиями унификации валютного регулирования и контроля. Это дает возможность для резидентов (предпринимателей национальных государств) самостоятельно осуществлять валютные операции с нерезидентами (предприниматели зарубежных стран).

По мере развития международных валютных отношений и при условии расширения расчетных операций валютные системы стран претерпевают существенные изменения. На сегодняшний день отождествлять их с международной валютной системой не всегда корректно.

Принципы валютного регулирования

Международное валютное право в своем развитии зависит от глобализации, где более заметно воздействие европейского валютного регулирования, изменение валютного контроля, усиление значения банковского законодательства, страхования, унификация основных гражданских институтов права. По этой причине базовые направления международно-правового регулирования отношений в области валюты можно отнести к задачам обеспечения единого мирового валютного режима при наличии условий выросшей специфики регулирования каждого национального рынка валюты.

Основными правовыми принципами валютного контроля и регулирования, которые сформировала международная практика валютных отношений, являются:

  • главная роль экономических мер в процессе осуществления государственной политики в сфере валютного регулирования;
  • исключение неоправданного государственного вмешательства, включая невмешательство государственных органов, в операции, которые осуществляют с валютой резиденты и нерезиденты;
  • единая внешняя и внутренняя валютная политика в стране;
  • единая система валютного контроля и регулирования;
  • защита со стороны государства прав и экономических интересов, которые проявляют резиденты и нерезиденты при проведении операций с валютой.

Международное регулирование валютных отношений на территории стран, которые не обладают свободно конвертируемой валютой, концентрируется на определение специфики проведения операций с валютой резидентами (национальные участники валютных операций) и нерезидентами (иностранные участники операций с валютой).

Они проводятся для того, чтобы обеспечить унификацию и гармонизировать нормы международного валютного контроля и регулирования.

Направления международного регулирования в валютном праве

Международная практика показала, что без наличия ограничений могут проводиться операции с валютой между резидентами и уполномоченными банками. Они связаны со следующими операциями:

  • получение и возврат займов и
  • кредитов, уплата процентов и штрафов по заключенным контрактам;
  • внесение денежных средств резидентов на счета в банке (на банковский вклад) и получение средств резидентов со счетов (банковских вкладов);
  • банковские гарантии, включая исполнение со стороны резидентов обязательств по поручительству и залогу;
  • покупка резидентами у уполномоченных банков векселей, которые выписаны этими и прочими уполномоченными банками, предъявление их к платежу и его получение, включая регресс и взыскание штрафных санкций;
  • купля-продажа физическими лицами наличности и безналичной зарубежной валюты и чеков (их номинальная сумма указывается в иностранной валюте), обмен, замена денежных знаков зарубежных стран (группы стран);
  • уплата уполномоченными банками комиссионных вознаграждений.

Нерезиденты имеют право без ограничений:

  • переводить зарубежную валюту со счетов (вкладов) в банках за пределами территории национального государства на банковский счет или вклад в уполномоченный банк на территории страны;
  • осуществлять операции по валюте с внутренними ценными бумагами на территории национальных государств, учитывая требования, которые установлены антимонопольным законодательством и законами о рынках ценных бумаг.

Контроль внутреннего валютного рынка государства осуществляется посредством центрального (национального) банка страны. Здесь покупку и продажу иностранной валюты производят с помощью уполномоченных банков в соответствии с правилами межбанковской валютной биржи.

Для кредитных компании существуют требования в области оформления документов при покупке и реализации наличности в иностранной валюте.

Для того, чтобы обеспечить стабильность национального валютного рынка, резидентами должны соблюдаться несколько требований:

  • резиденты государств, в которых действует неконвертируемая валюта, должны подать уведомления в налоговый орган по месту своего учета о том, что они произвели открытие (закрытие) счетов;
  • резиденты могут перевести на собственные счета, открытые в банках за рубежом, средства с собственных счетов в уполномоченных банках или прочих счетов, которые открыты в банках за пределами страны, в ограниченном размере;
  • на счета резидентов, которые открыты в банках иностранных государств-членов ОЭСР или ФАТФ, зачисляются кредиты и займы в зарубежной валюте, которые получены по кредитным договорам и договору займа с организациями нерезидентами, которые являются агентами правительств зарубежных стран, а также по договорам кредита и займа, которые заключаются с резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ;
  • резиденты имеют право без ограничений вести валютные операции со средствами, которые зачислены на счета банков за пределами страны. Исключением являются валютные операции между резидентами, которые установлены в специальном списке центрального государственного банка.

Органы и агенты валютного контроля, в том числе их должностные лица, обладают компетенцией в области:

  • проведения проверок о соблюдении резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и норм мирового валютного регулирования;
  • проведения проверок полного и достоверного учета и отчетности в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов;
  • запроса и получения документов и сведений, относящихся к проведению валютных операций, открытию и ведению счетов;
  • выдачи предписаний об устранении выявленного нарушения международных и национальных норм законов в области валюты.

Резиденты и нерезиденты, которые осуществляют валютные операции, вправе:

  • знакомства с актами проверок, которые проводятся органами и агентами валютного контроля;
  • обжалования решений и действий (бездействие) органов и агентов валютного контроля, включая их должностных лиц;
  • возмещения в установленном законом порядке реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также агентов валютного контроля (включая должностных лиц).

Международное валютное право

Международное валютное право

Логично было бы, возможно, рассматривать эту сферу деятельности Фонда не в рамках международного валютного права как такового, а под нижеследующей рубрикой настоящего курса об общем регулировании международных кредитных отношений ( 484—510). Однако, ввиду специфики кредитов МВФ (не случайно они кредитами не называются формально) и в интересах изложения всей работы МВФ в единстве, прагматичнее представляется изложение всей деятельности Фонда в одном месте. [c.252]

Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Наконец, важный элемент валютной системы — институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах — органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944 г.), а в Европейской валютной системе — Европейский фонд валютного сотрудничества (1973—1993 гг.), замененный Европейским валютным институтом (1994—1998 гг.), а с 1 июля 1998 г. — Европейским центральным банком. Перечисленные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений. [c.40]

Преимущественное использование национальных валют в международных расчетах усиливает зависимость их эффективности от курсовых колебаний, экономической и валютной политики стран — эмитентов этих валют. Состояние международных расчетов зависит от ряда факторов экономических и политических отношений между странами валютного законодательства международных торговых правил и обычаев банковской практики условий внешнеторговых контрактов и кредитных соглашений. [c.213]

СДР (специальные права заимствования) является международной валютной счетной единицей, эмиссия которой по решению Исполнительного Совета МВФ, составила за период 1970— 1981 гг. 21,4 млрд СДР, из них на счета стран-членов было зачислено 20,6 млрд, на счет МВФ — 0,6 млрд. СДР используется в форме безналичных перечислений по счетам стран—участниц МВФ и других международных организаций. Выпущенные СДР распределялись между странами пропорционально их вкладу в капитал МВФ, поэтому основная часть СДР приходится на долю богатых стран, главным образом большой семерки , что вызывает недовольство остальных стран, в том числе и вновь вступивших в МВФ (России и бывших социалистических стран). Курс СДР первоначально устанавливался в золоте, с 1974 г. — в американских долларах на основе валютной корзины — средневзвешенного курса ведущих стран, имеющих наибольшую долю СДР в официальных резервах МВФ. [c.466]

Читать еще:  Режим плавающего валютного курса

Законодательная база ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность регулируется таможенным, налоговым, гражданским законодательством. Большую роль в ее регламентации играет валютное законодательство и нормы международного частного права. [c.489]

Помимо финансовых требований финансовые активы представлены в формах монетарного золота специальных прав заимствования (СПЗ), распределяемых Международным валютным фондом как средства платежей акций корпораций и некоторых других платежных документов. [c.265]

Из предлагаемых правил координации международной валютной политики самое широкое распространение получило последнее. К тому же его реализация представляется наименее болезненной, не предполагающей каких-либо значительных осложнений. Тем не менее многие утверждают, что гибкие правила часто перерастают в дискреционную политику. Последняя, в свою очередь, может не соответствовать соглашениям о координации валютной политики. А от дискреционной политики — настаивают критики — не так уж далеко отстоит и политика разори соседа . [c.810]

СПЗ — специальные правила заимствования — не существующая в материальной форме счетная единица, созданная Международным валютным фондом в 1968 г. Оценка СПЗ осуществляется на базе корзины валют, включающей доллар, 42%, западноевропейские денежные единицы (фунт стерлингов, франк, марку) — 45%, иену — 13%. [c.50]

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — 1) соотноше ние сумм платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных из-за границы, за определенный период 2) представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства. В П. б., как правило, включаются платежи и поступления по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам, неторговым операциям, процентные суммы по кредитам и в П. б. капиталистических стран — доходы и платежи по инвестициям. В экономической литературе совокупность этих операций принято называть текущими операциями, а их итоговое сальдо — сальдо П. б. по текущим операциям. П. б. включает также движение капиталов инвестиций и кредитов. Движение валютных резервов отражает международные валютные операции. П. б. является активным, если страна получила из-за границы платежей на большую сумму, чем произвела. При обратном соотношении П. б. пассивен. [c.161]

ЯВНЫЕ (ДЕНЕЖНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ — альтернативные издержки, которые принимают форму явных (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА — в 1978 г. на Ямайке было ратифицировано соглашение о проведении валютной реформы странами — членами Международного валютного фонда (МВФ). Была создана новая валютная система, названная Ямайской. Основными принципами Я. в. с. являются использование в качестве мировых денег не разменных на золото национальных валют и постепенное сокращение международных расчетов в долларах отмена официальной цены золота и исключение золота из межгосударственных платежей постепенное введение в качестве главного международного расчетного и резервного средства коллективной денежной единицы Международного валютного фонда — специальных прав заимствования (СДР). Создание Я. в. с. не принесло капиталистическим странам валютной стабильности. Коллективная денежная единица — СДР — не получила достаточного хождения. Валютные противоречия между США, странами Западной Европы и Японией выражаются в стремлении к образованию региональных валютных блоков (зона японской иены, зона французского франка). Наиболее организационно оформленным региональным валютным блоком является Европейская валютная система (ЕВС), объединившая страны, входящие в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Между региональными валютными группировками периодически возникают валютные войны. Несовершенство Я. в. с. привело к тому, что практически доллар продолжает сохранять роль главной резервной валюты капиталистического мира, что позволяет США и далее получать от экономического обмена с другими странами большие выгоды. ЯРЛЫК — вид товарного знака, клеймо на [c.240]

ТРАНША — 1) серия или часть облигационного займа, как правило международного, выпускаемого сериями либо с расчетом на улучшение рыночной конъюнктуры в будущем, либо для размещения займа на ссудных рынках разных стран 2) 25-процентная доля квоты в Международном валютном фонде. [c.234]

СПЗ — специальное право заимствования. Искусственная денежная единица, используемая Международным валютным фондом для межгосударственных и межбанковских расчетов ( Центральные госбанки). Курс этой единицы рассчитывается ежегодно на основе следующей таблицы [c.207]

За год до окончания второй мировой войны, в июле 1944 г., на международной конференции 44-х стран-союзниц в г. Бреттон-Вудс, штат Нью-Гемпшир, были приняты соглашения, вступившие в силу в декабре 1945 г. По ним была создана послевоенная международная валютная система, включающая вновь образованные Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Кроме того, были выработаны правила, облегчающие международный валютный обмен и стабилизирующие обменные курсы, а именно золото-долларовый стандарт, фиксированный обменный курс, обратимость валют. В 1971—1973 гг. был приостановлен размен долларов на золото и введены плавающие курсы. Бреттонвудская система прекратила свое существование. — Прим. ред. [c.104]

Алътшулер А. Б. Международное валютное право. М. Международные отношения, 1984. С. 156— [c.108]

Эбке Вернер Ф. Международное валютное право. М. Международные отношения, 1997. С. 19—21. [c.397]

Значительное ограничение права государств устанавливать валютный контроль предусматривают соответствующие статьи Международного валютного фонда (МВФ) (ст. VIII(8). [c.104]

С переходом к неполноценным деньгам расчеты между странами стали производиться свободно конвертируемыми валютами (долларами США, японскими иенами, немецкими марками). Для облегчения внешнеэкономических операций и ослабления проблемы международной ликвидности Международный валютный фонд ввел в 1971 г. новые резервные и платежные средства — специальные права пошимствования — (СДР)1, предназначенные для регулирования сальдо платежного баланса и расчетов, а также соизмерения национатьных валют. [c.20]

Еще меньшая часть ЗВР состоит из особой международной валюты — специальных прав заимствования (SDR) и так называемой резервной позиции в МВФ. Специальные права заимствования были эмитированы МВФ для стран — участниц Фонда в качестве специальной международной валюты для расчетов между государствами. Однако SDR не смогли потеснить доллар и другие ключевые валюты в международных валютно-расчетных отношениях и в официальных резервах, поэтому их было выпущено в 1970—1980 гг. на сумму, примерно равную 30 млрд долл., а затем их выпуск вообще прекра- [c.529]

До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, основной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Брет-тон-Вудской системы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой валютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуществляет новый Временный комитет (Interim ommittee), который состоит из 24 человек. Формально комитет не обладает правами принятия решений, являясь консультационным органом, но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль. [c.536]

Финансовые зарубежные активы (finan ial external assets) включают золото, иностранную валюту, финансовые обязательства, ЭКЮ, специальные права заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда, а также ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и т.п.), выпущенные зарубежными эмитентами. [c.696]

Использование специальных прав заимствования (СДР spe ial drawing rights, SDR) Международного валютного фонда. Как отмечалось в главе 16, СДР представляют собой особый тип эмитируемой МВФ валюты. [c.776]

Читать еще:  Кросс курс валюты определяется на основе

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ (Spe ial Drawing Rights — SDR ) — международные расчетные и резервные средства. Выпущены Международным Валютным Фондом (МВФ) на сумму свыше 20 млрд единиц, используются для безналичных расчетов путем записи на счета стран в МВФ, в торговых сделках для индексирования товарных цен, в кредитных соглашениях в качестве многовалютной оговорки для снижения возможных потерь от изменения курса валюты. Они не имеют реального обеспечения, их применяют только центральные банки, а цена складывается из [c.201]

Наше государство в определенной мере утратило право на самостоятельную эмиссионную политику. Количество денег в обращении определяется не потребностями экономики, а нормативами Международного валютного фонда (МВФ). Но нормативы МВФ рассчитаны на стабильно работающую банковскую систему, на торговлю через плас-10 [c.5]

Несколько необходимых замечаний о данной книге. Она создавалась как часть учебного пособия Анализ и планирование операций на валютных рынках и входит в учебную программу, осуществляемую Forex lub (г. Владивосток). Предназначена для первоначального изучения методов социально-экономической статистики и анализа фундаментальных факторов в применении к международному валютному рынку Forex. Ввиду того, что в настоящее время на русском языке нет ни одной книги по фундаментальному анализу, автор видел свою задачу в том, чтобы представить на общедоступном уровне основные макроэкономические индикаторы, используемые валютными трейдерами во всем мире, стараясь раскрыть их экономический смысл, правила истолкования, а затем на специально подобранных примерах из недавней жизни валютных рынков показать их связь с возможными реакциями трейдеров. В книге приведено много графиков, показывающих состояние и развитие основных экономик мира и примеров живой реакции рынка на происходившие в самое недавнее время события. [c.12]

СДР, или специальные права заимствования ( spe ial drawing rights ), — международный резервный актив, который эмитируется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы и существуют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ. В качестве ликвидного средства СДР используются той или иной страной для покрытия дефицитов платежных балансов, а также задолженности МВФ или другой стране. Однако непосредственным инструментом расчетов в международных экономических отношениях СДР не являются. Этот актив лишь дает центральному банку право на получение любой валюты для последующего финансирования дефицита платежного баланса. В конечном счете СДР не стали эффективным инструментом межгосударственного регулирования международных расчетов и остаются своеобразной искусственной надстройкой к сложившейся структуре международных валютных резервов. [c.780]

Валютные отношения в международном частном праве

Международные валютные отношения – это отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они возникают в процессе функционирования денег в международном платежном обороте. Валютная система представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений. Существуют национальные, региональные и мировая валютные системы. Элементы валютной системы – национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов, состав и система управления золотовалютными резервами, статус национальных валютных учреждений.

Валютная политика – это совокупность мероприятий и правовых норм, регулирующих на государственном уровне порядок совершения операций с валютными ценностями, валютный курс, деятельность валютного рынка и рынка золота. Одной из наиболее распространенных форм валютной политики являются валютные ограничения, которые представляют собой государственное регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты. Валютные ограничения закрепляются в валютном законодательстве и являются составной частью валютного контроля. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на развитие экспортно-импортных операций.

Валютный курс является важным элементом валютной системы, так как международная торговля требует измерения стоимостного соотношения национальных валют. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при международной торговле, сравнения мировых и национальных цен, для переоценки счетов в иностранной валюте. Валютный курс – это дополнительный элемент государственного регулирования экономики.

Большинство валютных операций совершается на валютных рынках. Валютные рынки – это официальные центры, где производится купля-продажа иностранной валюты и совершаются другие валютные сделки. Валютные рынки представляют собой совокупность банков, брокерских фирм, корпораций и т. п. На валютных рынках совершается 85–95 % валютных сделок. Мировые валютные центры сосредоточены в мировых финансовых центрах (Лондон, Нью-Йорк, Женева и т. д.) На региональных и национальных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.

Валютные операции делятся на наличные и срочные. Наличные валютные операции (СПОТ) – это наличные операции с немедленной поставкой валюты. Эти операции составляют до 90 % объема всех валютных сделок. По сделкам СПОТ поставка валюты осуществляется на счета, указанные банками-получателями. На практике преобладают межбанковские валютные сделки СПОТ, по которым применяется курс телеграфного перевода. Срочные валютные операции (форвард, фьючерс) – валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке иностранной валюты через определенный срок по курсу, зафиксированному на момент заключения сделки. Форвард – это контракт на поставку финансовых активов в будущем. Сделки заключаются на внебиржевых рынках; участники рассчитывают получить сам товар. Фьючерс – сделка купли-продажи сырьевых товаров и финансовых активов – заключается на фондовых и валютных биржах чаще всего не с целью окончательной покупки и продажи товара, а для получения прибыли за счет последующей перепродажи фьючерса. Сделки СВОП – разновидность валютных сделок, сочетающая в себе элементы и наличных, и срочных операций (СВОП = СПОТ + форвард).

Валютные операции на территории России регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Право собственности на валютные ценности защищается в РФ на общих основаниях. Резиденты – это физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические лица, созданные по законодательству РФ с местом нахождения на территории РФ, их филиалы и представительства, находящиеся за пределами РФ; официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами. Нерезиденты – это физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации; иностранные юридические лица с постоянным местом нахождения за пределами Российской Федерации, их филиалы и представительства на территории РФ; официальные представительства иностранных государств на территории РФ.

Валютные операции в Российской Федерации делятся на текущие и связанные с движением капитала. Текущие валютные операции – ввоз и вывоз иностранной валюты; получение и предоставление финансовых кредитов на срок до 6 месяцев; международные денежные переводы торгового и неторгового характера. Перечень текущих валютных операций является исчерпывающим. Резиденты РФ осуществляют текущие валютные операции без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, – прямые и портфельные инвестиции; переводы для оплаты перехода права собственности на недвижимое имущество; получение и предоставление отсрочки платежа и финансовых кредитов на срок более 3 месяцев; все иные валютные операции, не являющиеся текущими. Перечень валютных операций, связанных с движением капитала, является открытым. Такие операции осуществляются резидентами в порядке, установленном ЦБ РФ.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является ЦБ РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Большую роль в осуществлении валютной политики играют коммерческие банки. Их основная задача – финансовое обслуживание внешнеэкономической деятельности клиентов этих банков. Нормы российского валютного законодательства имеют административно-правовой характер, но вместе с тем они обладают и гражданско-правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично-правовые нормы валютного права очень часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом такого иностранного государства.

Читать еще:  Полная конвертируемость валюты это

В большинстве случаев проблема применимого права связана с тем, насколько национальные валютные ограничения могут иметь экстерриториальный характер, и может ли сделка, подпадающая под валютные ограничения, быть признана действительной в другом государстве? Здесь речь идет не о применении иностранного валютного права как такового, а о признании (или непризнании) его гражданско-правовых последствий. Применительно к валютным ограничениям коллизионные вопросы возникают, когда ставится вопрос о действительности денежного обязательства или невозможности его исполнения вследствие иностранных валютных ограничений. Признание иностранных валютных запрещений закреплено в Уставе МВФ. Валютные сделки, касающиеся валюты какого-то государства и запрещенные его валютным законодательством, не могут получить административную или судебную защиту в других государствах.

Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в сфере международных гражданских правоотношений; это платежи по внешнеторговым операциям. Большое значение для международных расчетов имеют масштабы и специализация внешнеэкономической деятельности, финансовое положение и деловая репутация партнеров, наличие банков-корреспондентов. Платежные средства международных расчетов – национальные кредитные деньги ведущих стран. В качестве основы расчетов используются и национальные валюты, и евро, и СПЗ. Факторы, влияющие на международные расчеты, – валютное законодательство, международные торговые правила и обычаи, банковское обслуживание, условия контракта и кредитного соглашения и т. д. Предпринимаются попытки унифицированного регулирования международных расчетов. В 2001 г. ЮНСИТРАЛ разработала проект Конвенции об уступке дебиторской задолженности в международной торговле.

Международные кредитные отношения – это отношения сторон, при которых кредитор обязуется передать в пользование должнику валютные ценности, а должник обязуется возвратить их или предоставить кредитору соответствующую компенсацию с уплатой процентов в сроки и на условиях, предусмотренных в соглашении. Применяются следующие формы международного кредитования: на основе специальных межгосударственных соглашений, клиринговой системы межгосударственных расчетов, при помощи коммерческих банков и банков с иностранным участием, кредиты международных банковских консорциумов. Для оформления международных кредитных отношений используются консорциальные соглашения – соглашения между группами банков.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

В Российской Федерации право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.

Виды обязательных платежей государству (налоги, сборы, пошлины и иные безвозмездные платежи) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации.

Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации.

Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускаются.

Центральный банк Российской Федерации в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Международное частное валютное право.

В отечественной доктрине МЧП используется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом», а не МЧВП. МЧВП – относительно новое понятие в отечественной юриспруденции. Оно имеет несколько парадоксальный характер, включая одновременно и частное, и валютное право (валютное право – отрасль публичного права). Однако применение его вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютном финансировании частноправовой деятельности.

МЧВП представляет собой самостоятельную подотрасль МЧП, имеющую устойчивый характер, особый предмет регулирования. МЧВП – это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности. Понятие МЧВП зародилось в немецкой правовой науке и в настоящее время воспринято доктриной и практикой большинства государств. В основе институтов МЧВП лежит зависимость реализации международных расчетных и кредитных отношений от валютной политики государства.

В российском законодательстве полностью отсутствует коллизионное регулирование частных валютных отношений с иностранным элементом. Это серьезный недостаток нашего законодательства, поскольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона. Финансирование международных коммерческих операций производится на общих основаниях посредством применения валютного законодательства РФ, норм части второй ГК, регулирующих специфику гражданско-правовых расчетных отношений. Кроме того, применяются нормы международных соглашений, регламентирующих отношения в сфере финансирования внешнеторговой деятельности и международных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.

Формы финансирования международной коммерческой деятельности – безоборотное финансирование, факторинг, форфейтинг, финансовый лизинг. Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что охватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают три стороны: фирма-изготовитель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма (наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользователем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необходимое оборудование и сдает его в наем фирме-пользователю. Лизинговые операции осуществляются в основном финансовыми обществами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями.

В качестве формы финансирования коммерческих контрактов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущественного найма. Основная цель Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. – устранить правовые барьеры, вызванные различием национального регулирования, на пути развития международного финансового лизинга. Принципы Конвенции – основа правового регулирования финансирования международных сделок посредством финансового лизинга.

Главная форма коммерческого финансирования – это международный факторинг. Сущность международного факторинга состоит в том, что финансовая корпорация освобождает экспортера от финансового бремени экспортной сделки. Цель факторинга – достижение оптимального международного разделения труда. Финансовая корпорация (фактор) выступает в качестве посредника. Значение международного факторинга как посреднической финансовой операции заключается в удовлетворении фактором прав требований кредитора за счет взыскиваемых с должника сумм по коммерческому счету кредитора. Нарушение условий соглашения представляет собой состав правонарушения, состоящего в присвоении движимых вещей. На международном уровне этот способ финансирования урегулирован в Оттавской конвенции о международном факторинге.

Форфейтинг является разновидностью факторинга. Факторинг в основном используется для обслуживания сделок, связанных с потребительскими товарами, а форфейтинг – связанных с машинами и оборудованием. Период оплаты обязательств покупателем по факторингу составляет 3–6 месяцев, а по форфейтингу – 0,5–5 лет. Фактор не берет на себя никаких рисков по сделке, а форфейт берет на себя все риски. Размер дисконта по факторингу – 10–12 %, а по форфейтингу – 25–30 %. Фактор не имеет права передавать денежные обязательства третьим лицам, а у форфейта есть такое право.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 108 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector