Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Региональная валютная интеграция

Discovered

О финансах и не только…

Валютная интеграция

Валютная интеграция (Currency Integration) — объективная тенденция развития современных международных финансово-экономических отношений, которая заключается в развитии процессов координации валютной политики и создании региональных экономических зон и финансовых центров, в рамках которых обеспечивается относительно устойчивое соотношение курсов национальных валют или постепенная замена их единственной региональной валютой, а также совместное регулирование валютных отношений и реализация единой валютной политики.

Термин валютная интеграция используется в отечественной научной литературе несколько десятилетий, является устоявшимся понятием, хотя точнее был бы термин «монетарная интеграция», поскольку английское слово «monetary» и его эквиваленты на других языках означают не только «валютная», но и «денежная». Это естественно, поскольку в условиях развитого рыночного хозяйства и конвертируемости валют грань между инструментами денежной и валютной политики провести сложно. Следовательно, валютная интеграция происходит как в валютной, так и в денежной сфере.

Валютной интеграции в системе мирохозяйственных связей принадлежит особое место, обусловленное тем, что, во-первых, это неотъемлемая часть региональной интеграции в целом, в основе которой лежит интеграция производства; во-вторых, это подсистема мировой валютной системы. В результате валютная интеграция теснее связана с процессами воспроизводства и оказывает на них более сильное воздействие, чем остальные валютные отношения.

Налицо прямая и обратная связь между региональной экономической интеграцией и неразрывным с ней процессом валютной интеграции. Последняя, являясь следствием усиления взаимозависимости и взаимопереплетения экономик интегрируемых стран, интернационализации хозяйственной жизни, представляет собой одновременно предпосылку углубления экономической интеграции, так как предполагает ликвидацию ограничений валютного и денежного характера, мешающих наиболее полному использованию возможностей интегрирующихся рынков.

В процессе валютной интеграции создается специфический валютный механизм на межгосударственных и наднациональных основах. Протекая одновременно на рыночном и регулируемом уровнях, валютная интеграция приводит к формированию региональных группировок с целью коллективного регулирования валютных отношений.

Развитие интеграционных процессов в валютной сфере предполагает высокую степень координации главных аспектов хозяйственной политики стран-членов интеграционного объединения. Материальной основой, на которой может быть обеспечено согласование целей и инструментов государственного регулирования экономики, служит выравнивание экономических показателей и сближение уровней экономического развития и экономических структур, т.к. только в этом случае появляются общие цели политики.

Составляющими валютной интеграции являются:

  • поддержание рыночного курса национальных валют в пределах согласованного паритета;
  • использование как паритета валюты стран-участниц интеграционного объединения одной из самых стабильных национальных валют или международной расчетной единицы;
  • создание совместного фонда для предоставления кредитов странам-участницам интеграционного объединения в целях обеспечения стабильности национальных валют (или общей валюты);
  • создание межгосударственных валютно-кредитных и финансовых учреждений и межгосударственного органа денежно-кредитного и валютного регулирования.

Одна из объективных тенденций современных международных экономических отношений – формирование региональных интеграционных объединений, порождаемое научно-технической революцией, интенсивной централизацией и концентрацией производства и капитала и возникающей вследствие этого потребностью в преодолении противоречия между интернационализацией всех сфер мировых хозяйственных связей, с одной стороны, и существованием отдельных относительно обособленных национально-хозяйственных комплексов – с другой. Валютная интеграция – неотъемлемая составная часть региональной интеграции.

Высшей формой валютной интеграции является экономический и валютный союз, например, Европейский экономический и валютный союз — ЕЭВС.

Тема 2. Региональная валютная интеграция

Цель и задачи темы

Цель: изучить механизм и историю создания европейской валютной системы.

Задачи:

  • проследить эволюцию создания европейской валютной системы;
  • изучить проблемы и перспективы функционирования европейского валютного союза на современном этапе развития международных экономических отношений.

Оглавление

2.1. Европейская валютная система

I. История создания:

1969 г. — решение прав-с стран ЕЭС о параллельном создании эк. и валютного союза.

22 марта 1971 г. Совмином ЕЭС был принят «план Вернера», рассчитанный на 10 лет (1971-1980 гг.). Основные этапы:

  1. 1971-1974 предусматривал снижение пределов колебаний вал. курсов (до 1,2%, затем до 0), введение полной взаимной обратимости валют, унификацию вал. политики на основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики.
  2. 1975-1976 — завершение этих мероприятий.
  3. 1977-1979 — передача наднациональным органам Общего рынка некоторых полномочий, принадлежавших национальным правительствам, создание единой европейской валюты сначала на базе золотого паритета, а затем на базе корзины валют стран-членов ЕЭС в целях выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов, создание единой бюджетной системы, гармонизация деятельности банков и банковского законодательства, объединение ЦБ ЕЭС по принципу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Процесс валютной интеграции развивался по следующим основным направлениям: совместное плавание ряда валют ЕЭС в суженных пределах («европейская валютная змея»); валютная интервенция в целях уменьшения зависимости ЕЭС от доллара; формирование системы взаимных межгосударственных кредитов в целях покрытия временных дефицитов платежных балансов; создание бюджета ЕЭС (в основном используется для регулирования аграрного рынка ЕЭС); учреждение межгосударственных валютно-кредитных и финансовых институтов (Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества).

Цели плана Вернера не были достигнуты.

Проблемы: политическая неготовность к созданию валютного союза; значительные различия в экономическом развитии и экономическом положении стран ЕЭС в 1970-х гг., которые уменьшились лишь в середине1980-х гг. в результате экономического подъема в Европе; общая неблагоприятная ситуация в мировой экономике («нефтяные шоки» 1970-х гг.); при отсутствии единого денежно-кредитного и валютного центра; поддержание валютных курсов в рамках «валютной змеи» обходилось слишком дорого для отдельных стран-участниц (требовались значительные средства на вал. интервенции); не все страны примкнули к системе совместного плавания валютных курсов (в нее входили Бенилюкс, ФРГ, Дания, периодически — Франция; другие страны — Великобритания, Италия, Ирландия, периодически — Франция, — предпочли индивидуальное плавание).

Вывод: необходимость новой валютной системы.

13 марта 1979 г. договор о создании новой ЕВС. Цели: обеспечить достижение экономической интеграции; создать зону европейской стабильности в противовес Ямайской валютной системе; оградить «Общий рынок» от долларовой экспансии.

Сущность ЕВС: 1). Международная валютной система — совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции

2). Государственно-правовая форма организации валютной отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.

Структурные принципы ЕВС:

  1. Базируется на ЭКЮ — European Currency Unit (международное платежное и резервное средство). Существует в форме записей на счетах ЦБ и КБ и перечислений по ним. Стоимость — на основе корзины из 12 валют стран — членов ЕВС; доля страны зависит от ее доли в совокупном ВНП стран ЕС, в их взаимном товарообороте, от участия в краткосрочных кредитах поддержки в рамках ЕВС (DM = 33%, FRF = 20%, GBP = 11,5%, ITL = 8%, DK = 3%). Используется как в официальном, так и в частном секторе. ЭКЮ служит: базой паритетов и курсов валют ЕС; валютной единицей в совместных фондах и международных валютно-кредитных и финансовых организациях; средством межгосударственных расчетов ЦБ ЕС при проведении валютной интервенции; валютой займов и кредитов, в т.ч. банков; валютой банковских депозитов; валютой коммерческих сделок, в т.ч. фьючерсных и опционных.
  2. Совместное плавание валют («европейская валютная змея»); взаимные колебания = 2,25% от общего центрального курса, для некоторых стран = 6%; с 1993 г. = 15%. Эта система охватывает не все страны.
  3. Использование золота в качестве реальных резервных активов (эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом; с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС; используется рыночная цена золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объемов резервов в ЭКЮ.
  4. Межгосударственное валютное регулирование: взаимное кредитование ЦБ стран ЕВС для покрытия временного дефицита платежных балансов; валютная интервенция; изменение процентных ставок, влияющих на валютный курс.
Читать еще:  Валютный рынок цб

Материальной базой ЕВС является специфический кредитный механизм.

Достижения ЕВС: успешное развитие ЭКЮ, который превращался в мировую валюту и относительная стабилизация валют (хотя их курсовые соотношения периодически пересматривались); объединение 20% золотодолларовых резервов; развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и наднациональное регулирование экономики

Проблемы: не включает все европейские валюты; периодически происходит корректировка валютных курсов (слабые валюты девальвируются, сильные ревальвируются); структурное неравновесие экономики стран-членов, различие в уровне и темпах экономического развития и, следовательно, слабость ЕВС; нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам; выпуск ЭКЮ не сильно влияет на взаимные операции ЦБ стран-членов; неблагоприятные внешние факторы: нестабильность мировой валютной системы и доллара (60% международных расчетов в ЕС осуществляются в долларах). Вывод: необходимость усовершенствования ЕВС.

II. Современный этап:

1 февраля 1992 г. Маастрихтский договор (подписан 12 странами ЕС), ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Не вошли: Великобритания, Дания, Швеция, Греция. Основные этапы:

  1. Сближение уровней экономического развития, снижение темпов инфляции и сокращение бюджета дефицита (критерии допуска к участию в ЕВС: дефицит госбюджета — 3% ВВП, государственный долг — 60% ВВП, ежегодная инфляция — 1,5% сверх среднего уровня 3-х наиболее благополучных в этом отношении стран ЕС, т.е. около 3-3,5%, средний размер долгосрочной % ставки — 2% сверх среднего уровня в этих же 3-х странах, т.е. около 9%, пределы колебаний взаимных валютных курсов — 15%). Для нарушителей -предусматриваются штрафные санкции.
  2. 1998 г. — создание Экономического и валютного союза, учреждение Европейского ЦБ (осуществляет единую валютную и кредитно-денежную политику, является хранителем официальных валютных резервов стран-участниц, обеспечивает норм. функционирование платежной системы, устанавливает минимальные резервные требования для кредитных институтов стран — членов ЕВС, осуществляет связи с финансовыми институтами других стран и международными организациями), упразднение Европейского валютного института, подготовка к введению евро.
  3. 1.01.1999 — 32.12.2001 г. — переходный этап. Создание ЕВС. Жесткая и необратимая фиксация курсов национальных валют по отношению к евро, евро становится полноправной самостоятельной денежной единицей, но продолжает номинироваться в валютах отдельных стран. 1 евро = 100 центов. Хозяйствующие субъекты начинают расчеты и операции в евро. Евро и национальной валюты функционируют параллельно. С 1.01.1999 г. все ссылки на ЭКЮ в юридических документах заменяются на ссылки в евро (по курсу 1:1). Все ссылки на национальные денежные единицы остаются действительными, как если бы они относились к евро.
  4. Полный переход к евро (после 31.12.2001 г.). Все счета в обязательном порядке конвертируются в евро по официальным курсам. Не позже 1.01.2002 г. в обращение вводятся банкноты и монеты в евро, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. До 1.07.2002 г. старые национальные банкноты могут обращаться наравне с евро.
  5. Переход к евро трех новых стран-членов ЕВС: Словении, Мальты, Кипра (2007, 2008, 2008)

Проблемы: не все страны ЕС вошли; технические проблемы и доп. расходы, связанные с переходом к евро; возможная нестабильность курса евро по отношению к другим мировым валютам, в частности, к доллару; ЕВС может оказаться невыгодным для стран ЕС с более развитой экономикой и более сильными валютами.

Перспективы: синхронизация экономических циклов в странах ЕВС и их большая экономическая устойчивость на основе единой валютной и кредитно-денежной политики; меньшая чувствительность экономики ЕС к колебаниям валютных курсов и другим неблагоприятным экономическим изменениям за пределами ЕС из-за фиксации курсов валют ЕС по отношению к евро; облегчение сопоставления цен в различных странах ЕС, т.н. «прозрачность» цен, и, следовательно, стимуляция конкуренции; укрепление позиций ЕС в соперничестве с США и Японией, т.к. экономический потенциал зоны ЕВС сравним с потенциалом США; полное устранение валютных рисков между странами — участницами ЕВС и сокращением масштабов спекулятивных валютных операций (арбитраж) и хеджирования; преодоление раздробленности европейского финансового рынка, усиление на нем конкуренции и в результате — более эффективное распределение финансовых ресурсов; рост роли евро в международной торговле, портфельных инвестициях и финансовых активах во всем мире и превращение ее в сильную мировую валюту.

Контрольные задания

  1. В чем заключается сущность европейской валютной системы и каковы ее основные параметры?
  2. Охарактеризуйте механизм регулирования курса евро в рамках ЕВС.
  3. В чем заключаются функции Европейского валютного института в рамках перехода к валютно-экономическому союзу?
  4. В чем заключались требования конвергенции основных макроэкономических показателей и каковы были эти показатели?

Резюме

Европейская валютная система представляет собой особую систему региональной валютной системы. Эволюция ЕВС представляет переход от скоординированного плавания по отношению к доллару курсов национальных валют к единой валюте евро.

Региональные валютные системы

Промежуточными звеньями между мировой и национальными валютами стали региональные (коллективные) международные валютные системы.

Региональная валютная система — это договорно-правовая форма организации валютных отношений между определенной группой стран. ее структурными элементами становятся: формирование региональной международной расчетной единицы, определение специального режима регулирования валютных курсов, создание совместных валютных фондов, развитие региональных валютно-расчетных учреждений. Деятельность региональных валютных систем сосредотачивается вокруг решения двух проблем:

1) региональной интеграции;

2) уменьшение амплитуд колебаний курсов национальных валют и их взаимного согласования.

Совершеннейший формуле региональных валютных систем стала Европейская валютная система, которая переросла в Европейский валютный союз. Он

• создал Европейский центральный банк;

• в безналичный оборот уже ввел единую валюту евро, которая с 01.01.2002 г. заменила 11 национальных валют и в наличном обороте;

• обеспечил реальное приближение показателей экономического развития стран-участников (по уровню инфляции, государственного дефицита, процентных ставок, колебания курсов национальных валют).

Внедрение евро означает начало углубление международного сотрудничества на основе единой международной денежной единицы и единого экономического пространства, на котором экономический рост каждого из участников будет поддерживаться мощностью общего валютного союза. Введение евро в безналичное обращение одновременно означало и введении постоянных курсовых коэффициентов национальных валют стран-участников в отношении общей валюты. Этот паритет составил:

Страны

Постоянные курсы пересчета национальных валют в 1 евро

13,7603 австрийского шиллинга

40,3399 бельгийского франка

5,94573 финской марки

6,55957 французского франка

1,95583 немецкой марки

0,787564 ирландского фунта

1936,27 итальянской лиры

2,20371 голландского гульдена

200,482 португальского эскудо

166,386 испанской песеты

40,3399 люксембургского франка

Введение постоянных курсов пересчета национальных валют участников монетарного союза означало не только либерализацию условий движения капитала, товаров и рабочей силы между странами-участницами, но и более тесное сотрудничество центральных банков региона в обеспечении дальнейшего сближения темпов экономического роста. Уже на то время это было свидетельством того, что национальные валюты перестали быть самостоятельными и фактически дублируют единую европейскую валюту. А создание Европейского монетарного института во Франкфурте-на-Майне и Европейского центрального банка означают, что формирование Европейского валютного союза завершено и начата реализация единой монетарной политики участников объединенной Европы с целью повышения эффективности общественного производства и благосостояния стран-участниц.

Читать еще:  Единая валютная политика

Остальные страны ЕС, совершенствуя свои валютные отношения, еще работают над проблемами вхождения в монетарного союза. Критериями вступления каждого претендента определены следующие составные элементы национальной денежно-кредитной политики: низкий уровень инфляции и процентов по долгосрочным кредитам, стабильные обменные курсы, низкий уровень дефицита бюджета и ограниченный уровень государственного долга. Окончательно еще не определились с введением Европейской коллективной валюты на своей территории только Дания, Греция, Швеция и Великобритания.

Главными показателями монетарной политики в Европейском сообществе становятся такие преимущества как:

1. ценовая стабильность и содействие экономической политике ЕС. Например, уровень гармонизации индекса потребительских цен должно обеспечиваться ниже 2% годовых;

2. годовая процентная изменение денежной массы (М3) должна колебаться в пределах 4,5%;

3. обязательное резервирование национальных привлеченных депозитов сроком до двух лет в ЄЦБ установлен на уровне 2%;

4. основная процентная ставка рефинансирования определена на уровне 4,5%. Далее была снижена до 3%, еще позже — 2,5%. Этим стимулировался рост объемов кредитования и денежной массы, что предусматривало содействие оживлению производства без существенной угрозы повышения темпов инфляции. В то же время наращивание темпов роста промышленного производства и денежной массы до 5-6% привело к инфляционного роста как потребительских, так и оптовых цен. Вот почему ЄЦБ вынужден был вернуть основную ставку рефинансирования до предыдущего уровня. Охватывая более 50% внутренних расчетов и свыше 15% мирового экспорта, функционирования региональной валюты — евро — обеспечило странам-участницам:

а) экономию ресурсов. Например, только на обмене наличных одной валюты на другую населения ЕС ранее теряло около 2 млрд. немецких марок за год. Потери предпринимателей и бизнесменов ежегодно в безналичных конвертуваннях, страховании курсовых рисков и т.д составили 45 млрд. немецких марок;

б) создание крупномасштабного экономического пространства, который по численности населения и экономическому потенциалу эквивалентен двум самым могущественным странам мира — США и Японии;

в) выравнивание условий торговли и улучшение конкурентоспособности продукции стран монетарного союза как во внутреннем товарообороте, так и за его пределами. Например, евро уже широко используется в международных расчетах, в операциях с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами на международных рынках, постепенно растет его использования в качестве резервной валюты;

г) введение евро начало повышать прозрачность ценообразования, унификации бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и прогнозирования и сопоставление их результатов в масштабах ЕС.

Тенденции к углублению регионального сотрудничества в формировании региональных валютных систем также растут в других регионах мирового хозяйства. В частности: начато формирование восточно-африканского шиллинга как межгосударственной валюты Кении, Уганды и Танзании; продолжается формирование коллективной валюты — африканского франко, который охватывает взаиморасчеты стран — бывших африканских колоний Франции; происходит рост валютного сотрудничества свыше 10 стран Карибского общего рынка»; коллективную валюту — андское песо — ввели страны — участники Андского резервного фонда; арабский валютный фонд уже действует на основе арабского расчетного динару.

1. Васильченко З.М. Международные расчеты в евро / / Финансы Украины, 1999, №2.

2. Вірван Л. Новая валюта старой Европы: перспективы развития / / Банковское дело. — 2000. — №3, № 4. — В 47.

3. Вірван Л. Международный валютный фонд и Украина — перспективы развития / / Банковское дело. — 1999. — №6. — С 17.

4. Вітлінський В.В. Проблемы формирования «валютной корзины» / / Финансы Украины. — 1999. — №2.

5. Деньги и кредит: Учебник / Под ред. проф. Б.С.Івасіва. — К.: КНЭУ, 1999. -Гл. 17, 18, 19.

6. Гальчинський А.С. Современная валютная система. — К.: Либра, 1993.

7. Гусинский Н.М. Логика валютно-финансовой интеграции в переходной экономике / / Финансы Украины. — 2001. — №4.

8. Данилюк Р.Ю. Краткосрочное финансирование коммерческими банками международной торговли / / Финансы Украины. — 2000. — №6.

9. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.И.Кравцовой. — Минск: Меркавання, 1994. — Гл. 4.

10.Жан-Поль Бландіньєр. Валютный курс, его степень и роль в переходной экономике / / Финансы Украины. — 2000. — №8. — В 107.

11.Журавка Ф. Евро — новая валюта Европейского экономического и валютного союза / / Банковское дело. — 1999 г. — №4. — С 38.

12.Журавка Ф.А., Русаненко И.С. Прогнозирование валютного курса как один из инструментов хеджирования валютного риска / / Финансы Украины. — 2000. — №9. — С 49.

13.Загородній А. Деньги. Валюта. Валютные ценности: терминологический словарь. — Л.: БаК, 2000. — 184 с

14.Кирилюк С Валютные операции в коммерческих банках / / Банковское дело. — 1998 г. — №1. — С 16.

15.Корнєєва В. Реструкторизація задолженности в Лондонскому и Парижскому клубам кредиторов / / Экономика Украины. — 2001. -№3.

16.Мельничук И.В. Правовые основы регулирования экспортно-импортных операций / / Финансы Украины. — 2001. — №7.

17.Мешко И., Подгорный Л. О целесообразности перехода Украины к системе плавающего валютного курса / / Банковское дело. — 2000. — №4. — С. 28.

18.Общая теория денег и кредита / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. — М.: Банки и биржи, 1995 г. — Раздел V.

19.Онищук Я.В. Влияние валютного курса на государственный долг / / Финансы Украины. — 1999. — №9.

20.Прадун В.П., Журба И.С. Кредитные линии международных финансовых организаций / / Финансы Украины. — 2001. — №3.

21.Резнікова О. Валютное регулирование на межгосударственном уровне и его влияние на национальную валютную систему / / Банковское дело. — 2000. — №4. — С 50.

22.Резнікова О. Необходимость применения валютных ограничений в период рыночной трансформации экономики / / Банковское дело. — 1999 г. — №6. — С 50.

23.Савельев С, Березюк Г., Ковальчук В. Интеграция Украины в Европейский Союз: европейские студии / / Финансы Украины. — 2001. -№2.

24. Сергиенко И., Марьянович Т., Горбачук В. Международные аспекты кредитно-налоговой политики Украины / / Финансы Украины. — 2001. -№2.

25.Селінков С Валютная интеграция западноевропейских стран и ее последствия для Украины / / Банковское дело. — 1999. — №5.-С 25.

26.Траверсе А.А. Установление валютного курса национальной денежной единицы / / Финансы Украины. — 1999. — №9.

27.Узмок Г.А. Государственное регулирование валютной системой в Украине / / Финансы Украины. — 1999. — №8.

28. Черванев Д., Острополець Д. Могут ли предприятия Украины получить кредит от Европейского банка реконструкции и развития? / / Банковское дело. — 1998. — №3. — С 40.

29. Шевченко В., Кузименко Ю. Международные финансовые рынки: привлечение инвестиций для переходной экономики / / Банковское дело. — 1998. — №1. — С. 40.

1. Деньги и кредит: Учебник / Под ред. Савлука М.И. — Розд.6.

2. Из-под глыб А.В. Деньги и денежное обращение: Навч. -метод, пособие. — Тема 4.

Международная валютная интеграция. Современные тенденции

Доминирующим фактором международной валютной интеграции является глобализация мирового экономического и финансового пространства, приводящая к слияниям не только отдельных технологических цепочек в мировом масштабе, региональных финансовых рынков, но и национальных финансовых систем и межнациональных финансовых объединений.

Рассмотрим подробнее тенденции интеграции валют, происходящие в мировом финансовом мире в настоящее время.

Читать еще:  Государственная валютная политика

Внедрение в финансовые системы стран единой коллективной валюты со временем приводит к утрате национальными валютами части своих функций. Правила функционирования наднациональной валюты регламентируются всеми участниками соответствующего соглашения. Одной из основных причин введения универсальной валюты является противодействие гегемонии доллара США. Так, введение в оборот евро помимо евроинтеграционных причин имело целью ослабить влияние финансов США, в первую очередь в Европе. Системная неспособность одной мировой валюты наглядно показана в «дилемме Триффина». Неслучайно первые попытки унифицировать финансовые рынки отдельных стран стали предприниматься сразу после развала Бреттонвудской валютной системы. Таким образом, интеграция валютных систем является фактором, способствующим развитию полицентричности мировой экономики.

Валютная интеграция может иметь и другой характер. Когда процессы глобализации затрагивают относительно зависимые и слабые национальные финансовые системы, происходит «поглощение» национальных валют единой валютой, как правило, долларом США. В этом случае можно говорить о дальнейшем развитии единого глобального рынка, обслуживаемого одной валютой.

Создание единой валюты на основе одной из национальных валют свидетельствует в первую очередь о естественном отборе, в ходе которого использование той или иной валюты оказывается результатом свободного выбора, а не навязывается извне, как, например, в случае с долларом США. В любом случае использование иной валюты, кроме национальной, на территории страны происходит из-за того, что собственная валюта этого государства выполняет функции денег неэффективно.

На практике всегда «работает» правило, согласно которому более слабый в финансовом отношении партнер принимает в качестве наднационального средства платежа валюту более сильного партнера. Государства, принимающие чужую валюту в качестве средства внутреннего платежа, лишаются возможности проводить независимую кредитно-денежную политику, и данное обстоятельство является угрожающим для национальной экономики. Этого нельзя сказать об использовании коллективной валюты, принимаемой странами-участницами добровольно и на паритетных началах.

Процессы валютной интеграции должны оцениваться исходя из следующих критериев

  • сравнение мобильности факторов производства;
  • уровень диверсификации производств;
  • сравнение темпов инфляции;
  • сравнение уровня заработных плат и гибкости цен;
  • уровень финансовой интеграции;
  • удельный вес экспорта в структуре экономики.

Соблюдение перечисленных условий на практике, как правило, не соблюдается никогда. Даже в зоне евро, где делались максимальные усилия для корректного перехода к единой валюте, соблюсти все условия не удалось. Мобильность факторов производства, уровень оплаты труда зачастую сильно разнятся не только между сходными по своему развитию странами, но и между отдельными регионами одного государства.

Особенностью денежных отношений, валютных интеграций в наше время является тот факт, что темпы роста общемировой торговли значительно опережают темпы роста мирового ВВП. Коллективные наднациональные валюты в этих условиях выполняют функцию минимизации трансакционных издержек в мировом масштабе. Формула анализа этих издержек, используя детерминанты О. Уильямсона, выглядит следующим образом:

где ТС – трансакционные издержки;

F – частота сделок;

AS – специфичность активов.

Неопределенность обусловлена внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы определяются невозможностью предсказать действия всех субъектов процесса, внешние связаны со сложностью предугадать все положительные и отрицательные последствия интеграции.

Частота сделок оказывает понижающее воздействие на трансакционные издержки. Чем чаще совершается сделка, тем выше осведомленность субъекта сделки о ситуации на рынке и соответственно его возможности для принятия правильного решения.

Специфичность активов проявляется в случаях, если превышается ценность актива над доходом от его наилучшего использования. Единая валюта, таким образом, является наиболее специфичным активом. Ситуация с евро сегодня обусловлена именно данной особенностью. Несмотря на разговоры о скором развале зоны евро, ведущиеся в последние годы, отказ от евро как от единой валюты будет сопровождаться громадными издержками.

Углубление валютной интеграции в межгосударственных отношениях помимо снижения трансакционных издержек приводит к увеличению темпов экономического роста в этих странах. Введение единой валюты особенно сказывается на развитии экспортоориентированных отраслей экономики. Кроме того, экономятся валютные резервы при торговле между государствами, находящимися в одной валютной зоне.

Стабильность валютной системы, как показывает опыт, зависит от соответствия ее принципов потребностям стран-участников. В результате изменения режима валютного курса от свободного до фиксированного Ямайское валютное соглашение (1976 г.) ввело право выбора государствами режима валютного курса без согласования с МВФ. На практике большее распространение получил режим регулируемого плавания валютного курса.

Разрабатываемая развитыми странами (G-7, G-10) и МВФ система международной валютной политики ориентируется на свободно плавающие курсы национальных валют, основная цель при этом состоит в снижении активного сальдо торгового баланса развивающихся стран и увеличении их импорта путем запрета не только конкурентного изменения курса валюты и валютных интервенций, но и курсовой политики, если она способствует внешней нестабильности. В связи с этим требуют критического анализа аргументы введения режима свободно плавающего валютного курса в реформируемой мировой валютной системе.

В развитии международных финансов можно выделить две фундаментальные тенденции. Первая – перераспределение финансовой мощи между государствами, ввиду чего становится невозможным явное влияние одной страны или одного блока на мировую финансовую систему в целом. Вторая – перераспределение финансов между государством и негосударственными операторами рынка в пользу последних. Условия доступа к заемным средствам, активное влияние на курс валюты перестали быть прерогативой только государственных финансов.

В целом финансовая система становится менее зависимой от доллара США. Ослабление доллара особенно заметно на примере снижения его воздействия на рынках Японии, ЕС и Китая. И процессы децентрализации в долгосрочной перспективе будут лишь усиливаться.

Результаты создания единой валюты на территории России, Беларуси и Казахстана сомнительны. Финансовая система России не в состоянии сегодня взять на себя в полной мере риски, связанные с проблемами в финансовой сфере соседей. Зависимость от экспорта углеводородов также идет не на пользу стабильности рубля. В случае очередного спада мирового ВВП, за которым незамедлительно последует обвал цен на нефть, финансовая стабильность самой России может оказаться под угрозой.

Более практичным вариантом поддержания рубля было бы придание ему статуса региональной валюты. Однако, по мнению экспертов МВФ, рубль еще не готов к этому, и причины этого следующие.

Первая заключается в том, что ценообразование валюты в России происходит не полностью на рыночных условиях, так как при определении курсовой стоимости рубля участвует Центробанк. Поэтому контролировать курс рубля и прогнозировать его стоимость гораздо сложнее, при этом игрокам рынка необходимо иметь в виду, что действия регулятора могут быть продиктованы вовсе не рыночными механизмами.

Вторая состоит в том, что важным условием для получения денежной единицей статуса региональной валюты является наличие ликвидного рынка государственного долга. Центральные банки размещают резервы не просто в валюте, а в определенных активах. Как правило, в государственных облигациях, номинированных в этой валюте. Покупая рубли, центробанки страны должны иметь доступ на рынок ценных бумаг. Учитывая крайне скромный по мировым меркам размер госдолга России, невысокую ликвидность на этом рынке, перспективы российской валюты и рублевых активов в качестве резервных активов резко снижаются.

Лишь в будущем, через 15–20 лет, в случае продолжения реформ в экономике страны, ее модернизации и диверсификации производства можно говорить о создании предпосылок для выхода российского рубля на уровень региональной валюты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector