Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Валютная политика. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического многоугольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую.

Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику.

Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Формы валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

• частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

• национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);

• на межгосударственном уровне.

10. Валютные ограничения и валютный контроль.

В качестве одной из форм валютной политики периодически используются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы. В России этими органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: 1) выравнивание платежного баланса; 2) поддержание валютного курса; 3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

В целях давления на другие страны ведущие державы применяют валютную блокаду. Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на подрыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений.

Валютные ограничения предусматривают:

1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг,

2) запрет свободной купли-продажи иностранной валюты;

3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы.

Валютная политика

1.Рыночное и государственное регулирование валютных отношений.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной эконо­мики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях кон­куренции на валютных рынках обеспечивает относительную эк­вивалентность обмена валют, соответствие международных фина­нсовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке эконо­мические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

Однако государство издавна вмешивалось в валютные отноше­ния — вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значи­тельные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую эко­номику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополня­ют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгода­ми и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валют­ное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валют­ных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика — совокупность мероприятий, осу­ществляемых в сфере международных валютных и других эконо­мических отношений в соответствии с текущими и стратегичес­кими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического много­угольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдер­жать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие пла­тежного баланса.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных ис­торических этапах на первый план выдвигаются конкретные за­дачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, пе­реход к конвертируемости валюты, либерализация валютных опе­раций и др. Валютная политика отражает принципы взаимоот­ношений стран: партнерство и разногласия, порождающие диск­риминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.

Обоснованием валютной политики служит определенная те­ория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически ва­лютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок соверше­ния операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями — двухсторонними и много­сторонними — между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных согла­шений являлся Латинский монетный союз (1865- 1926гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным пла­тежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы — золото-монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922г. оформила создание золото-девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные согла­шения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономи­ческого и валютного союза с единой валютой — евро — на рубеже XX и XXI в.

Читать еще:  Изменение валюты баланса

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование —регламентация государством между­народных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и реги­ональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствова­ла развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принци­пов мировой валютной системы, координацию валютной полити­ки отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулиро­вание осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках раз­вивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и ре­ализацию решений по валютным проблемам. Регулирование ва­лютных отношений включает несколько уровней:

· частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают ог­ромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

· национальное государство (министерство финансов, цент­ральный банк, органы валютного контроля);

· на межгосударственном уровне.

Межгосударственное регулирование в форме координации ва­лютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следу­ющими причинами.

1. Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.

2. Изменение соотношения между рыночным и государствен­ным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.

3. Изменение расстановки сил на мировой арене; безраздель­ное лидерство США сменилось господством трех центров партнер­ства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства.

4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, фина­нсовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодичес­кими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.

Абсолютно автономная национальная экономическая полити­ка, в том числе валютная, кредитная, финансовая, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

Органом межгосударственного валютного регулирования яв­ляются МВФ, а с середины 70-х годов также регулярные совеща­ния на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис; необходимо было принять со­гласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран. С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые эконо­мические и политические проблемы. Подобная встреча «в верхах» впервые была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «семерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады). Одной из обсуждаемых про­блем стало оказание помощи начавшимся в России с 1991 г. реформам по переходу к рыночной экономике. Но в 1992 — 1996 гг. участие России в заседаниях «семерки» было ограничено. В Денвере (1997 г.) впервые была повестка дня для «восьми», хотя вопросы макроэкономики и мировых финансов обсуждались без России. На совещании в Бирмингеме (май 1998 г.), где принято решение об оказании срочной финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии в связи с глубоким финансовым и валютным кризисом в этом регионе, «семерка» («G-7») была официально провозглашена как «восьмерка» («G-8»), однако Россия остается нетипичным участником этого «закрытого клуба», у которого нет ни устава, ни штаб-квартиры. Ключевые мировые проблемы обсуждаются без российского участия, пока Россия не стала эконо­мически развитой страной и не может оказать позитивное воздей­ствие на финансово-экономическую ситуацию в мире.

Основные причины регулярных встреч на высшем уровне коре­нятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности эко­номического и политического развития стран, партнерстве, проти­воречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую страте­гию. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне (консультации представителей государства и предприятий по вопросам, обсуждаемым на эко­номическом совещании) и на международных встречах (коор­динационные совещания представителей правительств, проводи­мые три-четыре раза в год с целью выработки предварительного решения путем устранения противоречий и достижения компро­миссов).

Международные совещания «в верхах» — составной элемент сложившейся системы взаимодействия развитых стран во всех сферах экономики и политики. На этих совещаниях традиционно проявляются две тенденции — партнерство и разногласия.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

Государство издавна вмешивалось в валютные отнашения-вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандартов 30-х годах ХХв. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса.

Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика- совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством- совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями- двухсторонними и многосторонними- между государствами по валютным проблемам.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование- регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное- с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

национальное государство ( министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);

на межгосударственном уровне.

Органом межгосударственного регулирования является МВФ, а с середины 70-х годов стали также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. С1993 года Россия также участвует в этих совещаниях.

Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроется в интернационализации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.

Приведем небольшой пример из истории:

Капиталистические страны вступили во вторую Мировую Войну уже с расстроенными международными валютно-финансовыми связями. Многие из них ввели правительственный валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг.

Объектом правительственного валютного контроля являлись все операции с иностранной валютой. В странах, где были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному банку или другому уполномоченному на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.

Читать еще:  Теория плавающих валютных курсов

Одной из форм валютных ограничений, широко применяемых капиталистическими странами, являются количественные ограничения импорта и экспорта.

Валютные ограничения в экономике капиталистических государств и в отношениях между этими государствами выполняют двойственную, противоречивую роль.

С одной стороны, они служат двойственным средством выравнивания платежных балансов, поддержания курсов национальных валют и концентрации в руках государства золотых и валютных ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных товаров и капиталов на рынок данной страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии других государств, способствует росту национального производства.

С другой стороны, валютные ограничения способствуют развитию предприятий, не зависимых от импортного сырья и работающих на внутренний рынок. Однако вследствие того, что другие страны также их применяют, валютные ограничения служат существенным препятствием для проникновения монополий на рынки других стран.

Монополии США и других стран заинтересованы в том, чтобы они могли без каких-либо ограничений вывозить свои товары и капиталы в другие страны и свободно перевозить за границу выручку от продажи этих товаров и прибыли на вложенный капитал.

Отсутствие правительственных валютных ограничений является одним из условий, дающих возможность другим государствам осуществлять неэквивалентный товарообмен и систематически сводить платежный баланс в расчетах с развивающимися странами с активным сальдо, а следовательно, поддерживать постоянную финансовую зависимость этих стран от монополий других государств. Поэтому правящие круги промышленно развитых государств, испытывающие потребность в расширении внешних рынков сбыта, в большей мере заинтересованы в отмене или в ослаблении валютных ограничений, чем в их применении. Вводя валютные ограничения, они всегда рассматривают их как вынужденную меру и стремятся при первой возможности ликвидировать их, причем не только у себя, но ив других странах.

Целесообразность установления свободной обратимости валют или применения валютных ограничений определяется для каждого государства в тот или иной момент состоянием его экономики и внешних расчетов. Для промышленно развитых стран в зависимости от состояния экономики и позиций на мировом рынке в один период свободная обратимость их валют может быть экономически целесообразной, в другой- наоборот, она не даст для экономики ничего, кроме вреда.

3.Международный валютный фонд ( МВФ )

Международный валютный фонд был создан в 1947 году. В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является “содействовать” созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезрым препятствием на пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были возложены следующие функции:

— собирать и систематезировать валютное законодательство стран-участниц.

— постоянно наблюдать за всеми изменениями в области валютного законодательства.

— изучать формы и методы валютных ограничений, применяемых отдельными государствами.

— разрабатывать предложения Директорату Фонда и рекомендации правительствам отдельных стран о путях и средствах ликвидации валютных ограничений.

— вести переговоры со странами-членами об отмене или ослаблении тех или иных форм валютных ограничений.

В первые же годы существования Фонда, правящие круги США убедились, что не могут добиться ликвидации валютных ограничений, опираясь только на ресурсы Фонда. Тогда, учитывая огромную потребность всех стран, особенно стран Западной Европы в долларах, они прекратили кредитование их через МВФ и объявили так называемый “план Маршала”.

Кредиты по “плану Маршала” предоставлялись странам Западной Европы в порядке двухсторонних соглашений между правительством США и правительством соответствующей страны-заемщика. Эти соглашения содержали обязательства стран, получающих кредит по “плану Маршала”, относительно отмены или ослабления применяемых ими валютных ограничений.

Для того, чтобы устранить валютные ограничения в международных расчетах по текущим операциям, МВФ способствовал созданию европейского платежного союза ( ЕПС ) и введению, хотя и в несколько урезанной форме, многосторонних расчетов между странами Западной Европы.

МВФ за время своего существования, несмотря на давление, которое он оказывал на правительства, состоящих в нем государств, не выполнил поставленной перед ним задачи в отношении полной ликвидации валютных ограничений и восстановления неограниченной обратимости капиталистических валют.

4.МВФ и платежные балансы участвующих в нем стран.

МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.

Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту.

Годы существования МВФ показали, что путем частичной интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими странами в качестве одного из средств давления на менее могущественных и развивающихся стран. Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых МВФ с мая 1963 года.

Существует рыночное и государственное регулирование валютного курса;

Рыночное регулирование, основанное на спросе и предложении, а также конкуренции, осуществляется относительно стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижение инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Валютная политика Казахстана отражена в Законе РК «О валютном регулировании».

Основными методами регулирования валютного курса являются:

— валютная интервенция (покупка продажа иностранной валюты на национальную);

— дисконтная или учетная политика;

— протекционистские методы или валютные ограничения.

Валютная интервенция проводится центральными банками с использованием официальных золотовалютных резервов и краткосрочных заимствований. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту (в основном доллар США), покупая свою- наоборот. В целом данный метод позволяет наиболее эффективно оказывать влияние на валютный курс в краткосрочной перспективе. В настоящее время многие нефтедобывающие страны, в т.ч. Казахстан, Россия и Азербайджан используя этот метод регулирования валютного курса, с целью стимулирования экспортеров держат свой курс национальных валют в довольно низком уровне.

». «Стерилизованными» называются интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной денежной базы «Не стерилизованная» интервенция приводит к изменению денежной базы страны, обычно в сторону увеличения.

Частое и длительное сдерживание курса национальной валюты может отрицательно повлиять на отдельные отрасли, ориентированные на импорт В мировой практике хозяйствования широко используется дисконтная политика.Она сводится к изменению центральным банком учетной ставки Повышение учетной ставки создает условия для притока иностранных капиталов, в результате улучшается состояние платежного баланса, а вместе с ним повышается валютный курсПротекционистские меры или валютные ограничения – это меры направленные на защиту отечественной экономики, национальной валюты. К ним, в первую очередь, относятся валютные огран Видами валютных ограничений являются валютная блокада, запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты, регулирование международных платежей и движение капиталов . В Казахстане в конце 90-х годов к валютным ограничениям относились лицензирование валютных операций и их сосредоточение в Национальном банке РК и обязательная продажа экспортеров 75 % валютной выручки на внутреннем валютном рынке, ограничения вывоза валютных ценностей . Девальвация – это целенаправленное снижение правительством валютного курса национальной валюты. Ревальвация – это действия правительства, направленные на повышение валютного курса национальной валюты Валютная конвертируемость (обратимость) – это возможность конверсии (обмена) валюты данной страны на валюты данной страны на валюты других стран. Различают свободно или полностью, конвертируемые валюты, частично конвертируемые и неконвертируемые валюты.

Читать еще:  Ямайская валютная система ее современное состояние

Свободно конвертируемыми являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех резидентов и не резидентов. К ним относятся валюты США, ЕС, Япония, Австралии, Сингапура, Новой Зеландии, Малайзии, Гонконга, Великобритании, Канады и арабских нефтедобывающих стран.

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограниченные возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов – внутренней.

Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и прежде всего запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз.

Установление валютного курса, определение соотношений (пропорций) обмена валют на данный момент времени называется валютной котировкой. Она бывает прямой и косвенной (обратной). Прямая котировка означает выражение иностранной валюты в национальной. При косвенной котировке курс единицы национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты. Прямую валютную котировку применяют в большинстве стран, в т.ч. в Казахстане. Например, 1 доллар США – 130,0 тенге, 1 руб. – 4,70 тенге, 1 евро – 175,40 тенге.

Косвенная валютная котировка применяется в Великобритании частично и в США.

средства (многие страны свои международные золотовалютные резервы держат в долларах США).

В мировой практике существуют различные способы определения валютного курса национальной денежной единицы. К основным можно отнести следующие методы определения валютного курса: на основе валютной корзины, на базе относительного паритета покупательной способности (ППС), на основе спроса и предложения валют или на рыночной основе; через кросс-курс валют.

Валютная корзина – это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Он широко применяется разными странами (в т.ч. в Казахстане) и международными финансовыми институтами с использованием разного набора валют для определения валютного курса, создания международной счетной денежной единицы. Сначала определяется состав корзины, т.е. тех валют, участвующих в корзине исходя из экспорта и импорта, затем определяется их удельный вес в соответствии с их удельным весом в объеме экспорта и импорта, затем определяются валютные компоненты в единицах соответствующей валюты произведением ее удельного веса в валютной корзине и среднего рыночного курса к доллару за последние 3 месяца, после этого определяется рыночный курс валют к доллару и, наконец производится расчет долларового эквивалента всех валютных компонентов.

Паритет покупательной способности валют (ППС). Он определяется этим методом следующим образом. Сначала определяется объем экспортной продукции страны за год в ценах мирового рынка, затем он во внутренних ценах. Соотношением объема экспортной продукции во внутренних к объему экспортной продукции в ценах мирового рынка определяется валютный курс национальной валюты по ППС.

Казахстан с 1992 г. является членом МВФ. Поэтому свою валютную систему строит с учетом структурных принципов Ямайской мировой валютной системой. С ноября 1993 г. была введена своя национальная валюта – тенге, как основа национальной валютной системы.

13.06.2005 г. принят Закон РК «О валютном регулировании Основным органом валютного регулирования в РК является Национальный банк РК. Правительство РК и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетентности.

Основными направлениями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых экспортно-импортных валютных операций законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка обоснованности платежей;

— проверка полности и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Платежный баланс представляет собой соотношение суммы валютных поступлений из-за рубежа и платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период времени, т.е. он выражает внешнеэкономические связи данной страны по отношению к другим государствам Платежный баланс на месяц, квартал, год включает три раздела: торговый баланс, баланс услуг и некоммерческих платежей, баланс движения капиталов и кредитов.

1. Торговый баланс соотношения экспорта и импорта товаров 2. Баланс услуг и некоммерческих платежей включает платежи и поступления различные по форме, экономическому содержанию, услугам и некоммерческим операциям, как транспорт, страхование, почтово-телеграфной и телефонной связи, международный туризм, культурный обмен, деловые поездки, содержание дипломатических и торговых представительств, техническая помощь, военные расходы за рубежом и др. В услуги включаются также проценты по кредитам и дивиденды по инвестициям и др.

Выделена также статья «Односторонние переводы», в которой включены государственные и частные переводы. Государственные переводы – субсидии по линии экономической помощи странам, взносы в международные организации и др. Частные переводы – заработная плата иностранных рабочих, которая переводится в свои страны.

Торговый баланс и баланс услуг и некоммерческих платежей образуют платежный баланс по текущим операциям. Из них примерно 70 % приходится на долю торговли товарами.

3. Баланс движения капиталов и кредитов – соотношение ввоза и вывоза частных и государственных капиталов, получения и предоставления международных кредитов.

Международное движение ссудных капиталов происходит в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных кредитов.

Движение спекулятивных краткосрочных капиталов частично отражается в статье «Ошибки и пропуски», которая достигает порой огромной суммы. «Горячие» деньги перемещаются в случае угрозы войны, внутренних политических усложнений, кризиса, обесценения валют и ценных бумаг и т.д. Движение «горячих» и «бегство» капиталов происходит в поисках более надежных и прибыльных вложений.

В этой статье отражаются также ошибки и неточности, допущенные в учете, а также не учтенные операции, в других разделах баланса.Движение спекулятивных капиталов вносит неразбериху в платежный баланс и наносит ущерб на экономику.

12.2. Международные расчеты

Международные расчеты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, культурными отношениями между государствами юридическими и физическими лицами разных стран. Главными видами отношений являются внешняя торговля, услуги, кредиты и инвестиции.

Расчеты осуществляются преимущественно безналичным путем в форме записей на счетах банков. Для этого на базе корреспондентских соглашений с иностранными банками открываются корреспондентские счета: лоро (счет зарубежных банков в национальном банке) и ностро (счет данного банка в иностранном банке).

Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства, так как национальная валюта не является законным платежным средством за пределами данной страны. Поэтому в этой сфере используются девизы – платежные средства в иностранной валюте, представленные разнообразными кредитными орудиями международных расчетов. К ним относятся векселя, чеки, переводы, банковские карточки, аккредитивы, платежные поручения и др.

Коммерческие переводные векселя (тратты) – письменные приказы об уплате определенной суммы конкретному лицу в определенный срок, выставляемые экспортерами на иностранных импортеров.

Банковские векселя – тратты, выставляемые банками данной страны на своих иностранных корреспондентов. Они имеют более широкую сферу обращения, чем коммерческие. Покупая эти векселя у национальных банков импортеры пересылают их по экспортерам, погашая таким образом свои долговые обязательстваПереводы – почтовые и телеграфные переводы за рубеж. Банковский чек – письменный приказ банка своему банку-корреспонденту о перечислении определенной суммы с его счета за границей чекодержателю.

Банковские карточки (кредитные, пластиковые и др.) – именные денежные документы, дающие право владельцам использовать их для приобретения товаров и услуг за рубежом на безналичной основе.

Наряду с национальными валютами ведущих стран свободной конвертируемой, особенно доллар США используются международные валютные единицы – евро, с 1999 г. в незначительном объеме – СДР – счетная единица МВФ с 1970 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector